А. Л. Ярбус

Г'"--.... -

В настоящей главе мы постараемся выяснить, как рассматривает человек сложные объекты и существуют ли при этом какие-то закономерности' Например, неко­торым кажется, что, рассматривая какой-либо предмет, мы обязательно обводим глазом его контуры и по ана­логии с осязанием как бы ощупываем предмет. Другие думают, что, рассматривая картину, мы более или ме­нее равномерно обегаем всю ее поверхность глазами.

Ниже исследуется вопрос о движениях глаз при вос­приятии картин и при чтении, при восприятии зритель­ных иллюзий и сравнении расстояний и, наконец, для более детального изучения роли движений глаз будет затронут вопрос о восприятии, при котором испытуемые не могут произвольно пользоваться движениями глаз и выбирать точки фиксации.

Прежде чем приступить к чтению текста, читателю необходимо хотя бы бегло ознакомиться с рис. 64—67 ', на которых изображены записи движений глаз.

[Изучение записей движений глазЙ подобных изобра­женным на рис. 64—67,|п)зежде всего говорит о том, что при рассматривании разнообразных объектов глаз чело­века задерживается^основном лишь на некоторых эле­ментах этих объекта^Любое изображение (если оно не является равномерным фоном или какой-то однообразной мозаикой) содержит различные элементы:|на одних глаз задерживается особенно долго, на других мало и, нако­нец, на некоторых задерживается очень мало или вовсе не обращает на них внимание

Чем же отличаются элементы, особенно привлекаю­щие внимание наблюдателя, и что характерно для эле­ментов, не привлекающих такого внимания?

Анализ записей движений глаз показывает, что эле­менты, привлекающие внимание, содержат или могут, по мнению наблюдателя, содержать сведения полезные и нужные в момент восприятия^ Элементы, на которых глаз не ос-станавливается, таких сведений не содержат или, по мнению на­блюдателя, содержать не могут... результаты второй главы по­казывают, что в зрительном про­цессе большую роль играют кон­туры и границы воспринимаемых изображений. Возникает вопрос: в какой мере это значение кон­тура и границы сказывается на движениях глаз и шграспределе-нии точек фиксации?!/

Анализ рис. 64-^67 выявляет, что|гами по себе границы и кон­туры никакого влияния на харак­тер движений глаз не оказывают. ГВ движениях глаза мы не можем Цгбнаружить аналогий с движени­ем руки слепого, скользящей вдоль границ и контурсш| Грани­ца и контур важны щы появле­ния зрительного образа, однако когда образ возник и видится не­прерывно, у наблюдателя нет не­обходимости специально интере­соваться границами и контурами. Траница и контур всего лишь эле­менты, из которых наряду с дру­гими, не менее важными элемен­тами, складывается наше вос­приятие и узнавание предмета. Совершенно очевидно, что кон­тур предмета будет привле­кать внимание наблюдателя, если в самой форме кон­тура заключены важные и нужные сведения. Так, на­пример, рассматривая скульптурный портрет Нефертити (рис. 64), наблюдатель почти все внимание фиксирует на профиле портрета, на контуре скульптуры. Нетрудно видеть, что именно в этих местах сосредоточены основ­ные черты портрета, которые и позволяют наблюдателю составить о нем полное представление. С другой сторо ны, запись на рис. 65, в которой зафиксированы движе­ния глаз при свободном рассматривании чисто контур­ного изображения, ничем не отличается от записей обыч­ных контурных изображений...



Записи движений глаз показывают, (лто [в процессе рассматривания взор наблюдателя обычно задерживает­ся лишь на некоторых элементах изображениЩ Как уже упоминалось, при изучении таких элементов обнаружи­вается, что именно они несут сведения, позволяющие раскрыть содержание изображения.Йвижения глаз отра­жают процессы человеческого мышления, и поэтому за­писи их позволяют в какой-то мере судить о мышлении наблюдателя, о мышлении, которым сопровождается рассматривание того или иного объектаТИзучая записи, легко судить о том, к каким элементам,!? какой последо­вательности и как часто обращается глаз (а следова­тельно, и мысль) наблюдателя.!

,|Дри рассматривании чел<яАческого лица паблюда-тел!г обычно больше всего внимания уделяет глазам, гу­бам и носу. Остальные части лица он рассматривает до­вольно бегл^Если смотреть на запись рис. 66, то можно видеть, что почти все внимание в этом портрете привле­кают красивые, выразительные глаза девушки. Значи­тельно меньше внимание наблюдателя останавливается на губах и носе...

Ц/лаза и губы человека (или глаза и пасть животно­го) |- наиболее подвижные и выразительные элементы лицд7 Глаза и губы могут сказать наблюдателю о наст­роении человека и о его отношении к наблюдателю, о том, какие шаги он может предпринять в последующий момент и т. д.^Доэтому совершенно естественно и понят­но, что именно глаза и губы больше всего привлекают внимание в лице человека^



[В зависимости от задач, которые стоят перед челове­ком, т. е. в зависимости от характера сведений, которые он должен получить, будет соответственно изменяться и распределение точек фиксации па объекте, поскольку различные сведения обычно локализованы в различных частях объектд! Подтверждением сказанного может слу­жить рис. 67. На рисунке видно, как в зависимости от задач, поставленных перед испытуемым, изменялись движения глаз. Так, например, при инструкции «Оцените материальное положение семьи, изображенной на карти не» наблюдатель особенно много внимания уделил рас­сматриванию одежды женщины, обстановки (кресло, стул, скатерть и т. д.). При инструкции «Определите воз­раст изображенных лиц» все внимание сосредоточива­лось на лицах. В ответ на инструкцию «Постарайтесь выяснить, чем занималась семья до прихода того, кого не ждали» особенное внимание наблюдателя уже при­влекают предметы, расположенные на столе, руки де-вущки и женщины, ноты...

^^аписи движений глаз после какой-либо инструкции интересны тем, что они позволяют разбирать смысл движений глаз при свободном рассматривании изобра­жения; они наглядно показывают, что значение элемен­тов, несущих те или иные сведения, определяется зада­чей, стоящей перед наблюдателем, и это значение может меняться в самых широких пределахТГГ| ^чВ заключение еще раз подчеркнем,|что раепределе-ние Нгочек фиксации на объекте, последовательность, в какой взор наблюдателя переходит от одной точки фик­сации к другой, продолжительность фиксаций, своеобраз­ная цикличность в рассматривании и т. д. определяются содержанием объекта и задачами, которые стоят в мо­мент восприятия перед наблюдателем?^

По-видимому, все сказанное в "настоящем разделе можно считать лишь началом в изучении восприятия сложных объектов методом регистрации движений глаз. Целый ряд рисунков, которые приводятся в настоя­щем разделе, следует рассматривать не только как ил­люстрацию к нашему изложению, но и как материал, который может изучаться заинтересованным читателем. Мы надеемся, что некоторые из этих рисунков будут ис­пользованы другими авторами. На любой записи наших рисунков мы можем видеть, что в процессе восприятия большое количество элементов изображения не затраги­вается фовеальным зрением...

Фовеальным зрением в основном затрагиваются лишь элементы, в которых содержатся существенные сведения, нужные наблюдателю в момент восприятия.

В связи с этим невольно возникает мысль о том, на­сколько важно и биологически целесообразно неравно­мерное строение сетчатки, в частности наличие в ней Го-уеа сепЬаПз. При помощи Готеа сеп1гаП8 человек видит много деталей только в окрестности точки фиксации, т. е. в окрестности точки, которой, как правило, соответствует много существенных сведений. Меньшая разрешающая способность периферии глаза полезна, поскольку она позволяет получать меньше несущественных сведений, способствует выделению полезных сведений из бесполезных

Рис. 64. Скульптурный портрет египетской цари­цы Нефертити (XVI век до н. э.). Запись движе­ний глаз при свободном рассматривании в тече­ние двух минут


7695159348697013.html
7695196857847294.html
    PR.RU™