Структура сознания: сознат.и бессознат.

Сознательное:

В отечественной психологии сложился другой, отличный от психоаналитического, подход к анализу структуры сознания. Л.С. Выготский, развивая философские представления об онтологии сознания, писал, что в сознании можно выделить два слоя: сознание для сознания и сознание для бытия.

А.Н. Леонтьев, продолжая линию исследований сознания, намеченную Л.С. Выготским, поставил вопрос о том, из чего образуется сознание, как оно возникает, каковы его источники. Он выделял в сознании три образующих: чувственная ткань образа, значение и личностный смысл.

Предложенная структура сознания была дополнена и развита В.П.Зинченко. В сознании, помимо чувственной ткани, значения и смысла, выделялась биодинамическая ткань движения и действия. В новой схеме значение и смысл образуют рефлексивный или рефлексивно-созерцательный слой сознания. Бытийный или бытийно-деятельностный слой сознания составляют чувственная ткань образа и биодинамическая ткань живого движения и действия. В итоге получается двухслойная уровневая структура сознания и четыре единицы его анализа:

Значение. Понятие значения фиксирует то, что сознание человека образуется внутри определенного культурного пространства. В культуре, в ее значимых содержаниях исторически кристаллизован опыт деятельности, общения, мировосприятия, который индивиду необходимо не только усвоить, но и построить на его основе собственный опыт. Смысл. Понятие смысла выражает укорененность индивидуального сознания в бытии человека, в то время как значение выражает его подключенность к общественному сознанию. Смысл связывает значения с реальностью самой жизни человека в этом мире, с ее мотивами и ценностями.

При решении человеком сложных жизненных задач наблюдаются противоположные и циклически совершающиеся процессы, состоящие в означении смыслов и в осмыслении значений. Означить смысл - значит задержать реализацию программы действий, мысленно проиграть ее, продумать. Осмыслить значение, напротив, значит извлечь уроки из осуществленной программы действия, взять ее на вооружение или отказаться от нее, начать искать новый смысл и в соответствии с ним строить программу нового действия.

Биодинамическая ткань - это обобщенное наименование для различных характеристик живого движения и предметного действия. Биодинамическая ткань - это наблюдаемая и регистрируемая внешняя форма живого движения. Термин «ткань» в данном контексте используется для подчеркивания мысли о том, что это материал, из которого строятся целесообразные, произвольные движения и действия. По мере их построения все более сложной становится внутренняя форма (бытийный слой сознания) таких движений и действий.



Она заполняется когнитивными, эмоционально-оценочными, смысловыми образованиями. Подлинная целесообразность и произвольность движений и действий возможна тогда, когда слово входит во внутреннюю форму живого движения, иначе говоря, при взаимодействии бытийного и рефлексивного слоев сознания.

Психологически ценные данные об особенностях биодинамической ткани сознания содержатся в описаниях деятельности, общения, познания слепоглухонемых людей. В их жизни движения и действия в предметном и социальном мире имеют первостепенное значение, и это соответствующим образом сказывается на формировании их индивидуального сознания.

Чувственная ткань образа - это обобщенное наименование для различных перцептивных категорий (пространство, движений, цвет, форма и т.д.), из которых строится образ. «Особая функция чувственных образов сознания, - писал А.Н.Леонтьев, - состоит в том, что они придают реальность сознательной картине мира, открывающейся субъекту... Благодаря чувственному содержанию сознания мир выступает для субъекта как существующий не в сознании, а вне его сознания - как объективное «поле» и объект его деятельности».

Чувственная ткань образа в сознании субъективно выражается в безотчетном переживании человеком «чувства реальности». В случаях же нарушения восприятия внешних воздействий появляются специфические переживания нереальности ситуации, окружающего мира, самого себя.

Бытийный и рефлексивный слои сознания находятся в тесной взаимосвязи.

Бессознательное- совокупность психических процессов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых чел-к не отдает себе отчета. Находит выражение в аффектах, интуиции, сновидениях, гипнозе и т.д. + в побуждениях и поступках, которые не осознает. Личное (Фрейд)-неосознаваемые побудители сознат.действий,оказыв.существ.влияние на поведение человека. Материал для формирования личн.бессознат.-прошлое человека;коллективное(Юнг) бессознт.-психич.материал,не проходит через личный опыт человека.человек рождается не только с биологическим,но и психологическим наследством,Содержание его являются архетипы – наследуемые склонности отвечать миру теми или иными способами.они проявляются как вопроизводящие вразличных культурах ситуации и персонажи,например Мать-включает не только реальную мать,но и другие материнские фигуры,мать-природа,Венера.



Проявление бессознательного:

Неосознаваемые автоматизмы –действия, реализуемые без непосредственного участия сознания.первич-глотание,дыхание,вторичные-прижизненные-положить ключи на одно и то же место.

Неосознаваемые побудители деятельности – (мотивы – направленность поведения человека на основе вн и вн причин, установки-готовность организма к совершению действия, реагированию в определенном направлении) описки, оговорки, ошибочные действия.

Неосознан. Сопротивления – невербальные проявления (мимич.,пантомимимич.,интонацион.),например когда чел стесняется и хочет это скрыть,может покраснеть.

Надсознательн.процессы – как механизм творческой интуиции,продуцирующие новые психические образы. Например,выбор профессии,выход из сложной ситуации.

Субсенсорн.процессы -процессы отражения таких раздражителей,в воздействии которых человек не отдает себе отчета.Воспринимаются ,но не осознаются ,например 25 кадр.

Состояния сознания (по ур-ню активности):

1. С. Среднепсихич активности: ясность, четкость, внимание легко перекл-оптимальное с/чувств

2. Повыш психич активность: расплывч сознание-истерика, эйфория

3. Пониж психич активность: порхающее внимание, произвол регул деят-ти затруднена

4. Переход от активности ко сну

5. Сон

6. Измененные состояния сознания (суженные – трансовые, расширенные - пав)

Компоненты индивид.сознания:

Картина мира – представления о мире и о себе в этом мире,центральная часть психической жизни человека,формирующаяся в его жизненном опыте.Осн.функция картины мира – интеграция чела как личности,она является индив.призмой,через которую он смотрит на мир.

Я-концепция – относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений человека о самом себе, на основе которой он строит свои отношения с др.людьми и относится к себе. Джеймс выделяет «Я–объект»(содержание), «Я-сознающее»(процесс).Эти компоненты нах-ся в непрерывном взаимодействии друг с другом,благодаря чему формируются «образ я» и самооценкачела.

Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств, места среди других людей. Важнейший регулятор человеческого поведения.

Модальности Я-Концепции:

· Реальное(какой чел на самом деле)

· Идеальное(каким бы он хотел быть)

· Зеркальное(то,каким видит себя человек глазами других)

Я-концепция выполняет функции:обеспечивает личностную целостность,стабильность образа Я,интерпретация жизненного опыта.

Я-концепция-ядро самосознания человека. Самосознание – совокупность психических процессов,посредством которых личность выделяет себя из окружающего мира,выделяет свою сущность,определяет и изменяет свое отношение к прошлому, настоящему и будущему.

Самосознание в онтогенезе:

В раннем школьном возрасте(до 3хлет):осознание границ своего тела, осознание своей способности к самостоятельности действий с предметами, к 2-3 годам входит в речь местоимение Я.

Дошкол.период: активное развитие самооценки,которая основа на чужих мнениях,самооценка еще не устойчива и ситуативна.

Показатели уровня развития самосознания – сформированность временной перспективы и личностной идентичности человека.ВР.персп. – осознание своего возраста,вероятн.продолжит.своей жизни и т.д.

Личност.идент. – склад-ся из осознания и ощущения собственной уникальности,собств.отделього существования, ощущения,что жизненные события последовательныи взаимосвязаны,ощущение солидрности с норами общества,своей референтной группы.

Итог:картина мира и Я-концепия призваны обеспечить человеку устойчивое во времени восприятие окружающего мира и самого себя.Для того,чтобы не нарушалась стабильность –существую псих.защиты:отрицание,проекция,сублимация,вытеснение,рационализация и т.д.

Перцептивные защиты-блокируют поступление инфо на входе и просто не позволяют видеть ,что может вызвать у человека чрезмерную трувогу.

Нарушение самосознания и самооценки:

Нарушение самосознания

Самосознание сопровождается стремлением к анализу собственных мыслей, поступков, способностью смотреть на себя как бы со стороны (рефлексия).

Этапы формирования самосознания:

1). Аллопсихическое самосознание – условно начинается с появлением в речи местоимения «Я» (в 3 г.).

2). Этап соматопсихического самосознания – ребенок начинает осознавать свое психическое «Я», ребенок начинает правильно идентифицировать правую и левую сторону у себя и окружающих (в 6-7 л.).

Полная идентичность, постоянство своего «Я» формируется к подростковому периоду.

3). К 12-14 годам у подростка появляется способность оценивать свое психическое «Я» - этап аутопсихического самосознания.

ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ - нарушение самосознания, выражающееся в отчуждении от самого себя.

Бывает:

1.Витальная- у больного исчезает само чувство жизни.

2. Аутопсихическая - отчуждение психический функций своего Я ( мысли не мои, речь свою слышу как бы со стороны, мое прошлое - как бы не мое; к кругу этих расстройств относится и болезненная психическая анестезия – больного ничего не радует, что для него очень тягостно).

3. Соматопсихическая - чуждость или исчезновение своего тела или его частей. Но при этом нет изменений пропорций или размеров тела, больные просто не чувствуют его или частей его - ног вроде бы у теня нет, на могут понять, голодны ли они или нет, есть позывы на акт мочеиспускания или нет и т.д.

4. Аллопсихическая (дереализация) - это отчуждение мира восприятий. При этом больным чаще всего даже трудно определить, каким образом изменилось все вокруг. Дереализация может касаться как нескольких анализаторов одновременно, так и какого-то одного из них: больной не может определить, какого предмета он касается, различить вкус пищи. Нарушения восприятия при дереализации могут касаться также пространственных взаимоотношений (все стало каким-то плоским) и измененного восприятия времени. При выраженных дереализационных явлениях может исчезнуть чувство действительности.

Сознание и его расстройства. При различных психических заболеваниях могут наблюдаться нарушения сознания. Кроме психических заболеваний, имеется еще целый ряд воздействий, вызывающих расстройства сознания. К ним относятся травмы черепа и мозга, интоксикации, сильные психические потрясения, многие инфекционные заболевания, протекающие со значительным повышением температуры (сыпной тиф, малярия, пневмония и др.).

Расстройства сознания могут длиться от нескольких секунд (обморок, малый эпилептический припадок) до нескольких недель и даже месяцев (сумеречное состояние сознания, амбулаторный автоматизм, истерическая летаргия и др.). Различают выключение сознания различной глубины и качественные изменения сознания.

Сознание и его расстройства по типу выключения его следующие (от легчайших до наиболее глубоких): обнубиляция, сомноленция, оглушение, сопор, кома.

Обнубиляция (от латинского слова nubes — облако)— самое легкое нарушение сознания. Сознание на несколько секунд или минут как бы затуманивается, заволакивается легким облачком. Ориентировка в окружающем не нарушается, амнезии после обнубиляции нет.

Сомноленция (лат.— сонливость) — более длительное (часы, дни) сонливое состояние, похожее на дремоту. Больной постоянно находится в легком дремотном состоянии. Ориентировка не нарушена, и амнезии не бывает.

Оглушение — более глубокое расстройство сознания. Обычно выделяют три степени его: 1) легкое оглушение — больной сонлив, медленно и мало говорит, жалуется на тяжесть в веках, усталость, желание спать; 2) оглушение средней выраженности — сонливость более глубокая, больной сам не говорит, но на вопросы отвечает, хотя и со значительной задержкой; будучи предоставлен самому себе, почти все время лежит с закрытыми глазами; 3) глубокое оглушение — больной спит, с большим трудом на короткое время его можно вывести из этого, состояния энергичными окликами и встряхиванием, на вопросы отвечает с очень большой задержкой, односложно. Если больного оставить в покое, он сразу же погружается в прежнее состояние.

Сопор (или сопорозное состояние) — больной не отвечает ни на какие радражители (словесные, тепловые и др.), кроме сильных болевых. В ответ на укол наблюдается рефлекторное движение рукой или ногой.

Кома (или коматозное состояние) — полное выключение сознания.
Из качественных изменений сознания отметим следующие.

Делирий (делириозное состояние) — нарушение ориентировки в месте, времени и окружающей обстановке, но сохранение ориентировки в собственной личности. Двигательное возбуждение, наплыв зрительных и слуховых галлюцинаций, обычно устрашающего характера. Состояние страха, реакции обороны и бегства. После окончания делириозного состояния у больного сохраняется воспоминание о пережитом. Типичный пример делирия — алкогольная «белая горячка».

Аменция (аментивное состояние) — более глубокое и стойкое расстройство сознания, чем делирий. При нем нарушается ориентировка и в окружающем, и в собственной личности. Наступает состояние растерянности, затруднение осмышления окружающего. Аменция протекает более длительно, чем делириозное состояние (несколько недель). После окончания аментивного расстройства сознания воспоминания о нем не сохраняется (амнезия).

Онейроид (онейроидное или сноподобное состояние). Состояние двигательной заторможенности с погружением в мир фантастических сновидений или грез. Характерны фантастические сноподобные переживания — космические полеты, жизнь на других планетах и звездах, сошествие в ад, необыкновенные ландшафты и пр. Воспоминания о пережитом частично сохраняются. Онейроидные расстройства наблюдаются при некоторых инфекциях, шизофрении.

Сумеречное состояние характеризуется резким сужением сознания, при котором посторонние впечатления либо совсем не доходят до сознания, либо доходят не полностью. Внимание больного направлено лишь на один какой-либо предмет. Внешне поведение и реакции больного остаются упорядоченными, однако часто он производит впечатление глубоко погруженного в свои мысли, отгороженного от окружающего. Могут быть устрашающие галлюцинации, обусловливающие внезапные, немотивированные и опасные для окружающих поступки (бегство, нападение). Сумеречное состояние длится от нескольких минут до нескольких дней, всегда начинается и кончается внезапно. О пережитом во время сумеречного состояния больной не сохраняет никаких воспоминаний (полная амнезия). Типичные примеры: эпилепсия, патологическое опьянение, органические заболевания головного мозга.

Состояния амбулаторного автоматизма. Сюда относятся случаи снохождения (сомнамбулизм, лунатизм) и транса — особого изменения сознания, которое может продолжаться неделями и месяцами. В состоянии транса больной может совершать целенаправленные действия, например путешествовать. Однако, внезапно выйдя из такого состояния, больной не может отдать себе отчета, почему он оказался в данном месте и что он собирался делать.

Расстройства сознания собственной личности. Расстройства этого рода называются деперсонализацией. Больному может казаться, что его тело изменилось, стало очень большим или очень маленьким, руки стали очень длинными, они достают до земли, голова изменила свою форму и т. д. Больной может перестать ощущать часть своего тела как принадлежащую лично ему, он может ощущать лишнюю часть тела (например, третью руку). Близко к этому расстройство, которое называется «бред двойника» — больной ощущает, что его тело раздвоилось, он сознает себя двойным.

Нарушение самооценки у детей

Активность, находчивость, чувство юмора, общительность - это те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказались проигравшими и не дразнят других в случае проигрыша.Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться проигравшими, хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются и уходят. Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стараются компенсировать это в общении с другими детьми. Они хотят всегда и везде быть первыми и принимают близко к сердцу, если им это не удается.При завышенной самооценке дети стремятся во всем быть лучше других. Такой ребенок порой бывает агрессивен по отношению к другим детям, которые тоже хотят быть лидерами детской группы.

«Лесенка» (Дембо-Рубинштейн)

.Я.Рубинштейн рекомендует четыре обязательные шкалы: «здоровье», «ум», «характер» и «счастье». П.В.Яньшин ввел еще две обязательные шкалы: «удовлетворенность собой» и «оптимизм».

В модифицированном варианте А.М.Прихожан используются следующие шкалы: здоровье, ум (способности), характер, авторитет у сверстников, умение много делать своими руками (умелые руки), внешность, уверенность в себе.

Остальные шкалы могут задаваться экспериментатором или выявляются в ходе беседы с испытуемым.Возраст-5-7 лет.

МИС (С.Р. Пантелеев).

Тест опросник самоотношения (ОСО) построен в соответствии с разработанной В. В. Столиным иерархической моделью структуры самоотношения. Данная версия опросника позволяет выявить три уровня самоотношения, отличающихся по степени обобщенности:

1. глобальное самоотношение;

2. самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутсимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе;

3. уровень конкретных действий (готовностей к ним) в отношении к своему «Я».

Подростковый и взрослый возраст.

Использование психодиагностических методик с целью профконсультарования.-использовать Анкету «Ориентация» Соломина, там задействованы ценностно-нравстенные ориентации, а также Рокич.Использовать в 9-11 классе.

Помощь психолога в планировании профессиональной карьеры человека.

Коучинг (англ. coaching) — метод непосредственного обучения менее опытного сотрудника более опытным в процессе работы; форма индивидуального наставничества, консультирования.

Этапы и содержание коучинга

Ключевым элементом в коучинге является осознание, которое становится результатом усиления внимания, концентрации и чёткости. Осознание — это способность отбирать и ясно воспринимать относящиеся к делу факты и информацию, определяя их важность. Ответственность — ещё одна ключевая концепция и цель коучинга.

Содержание индивидуального коучинга-т.е. составление Индивид.плана работы.

1. Постановка целей — «Чего ты хочешь?»

2. Анализ текущей ситуации — «Что происходит?»

3. Наработка вариантов — «Что нужно сделать?»

4. Реализация и контроль — «Что ты будешь делать?»

По Вундту короче, Предмет психологии - феномен непосредствен.опыта сознания.Отказался от идеи души мистической,говорил о текущем опыте сознания." вида: внешний - то,что нам открывают рецепторы,продукт-образы ощущения и восприятия;внутренний: субъективные состояния из 2 частей: 1)простейшие эмосостояния2)состояния,связ. с бодрствованием(в диапозоне от мобилизации до релаксации)Способ исследования - интроспекция.А также говоирл о психологии народов-общем сознании. Цель психологии Джеймс полагал в изучении приспособительной функции сознания. Сознание по Джеймсу – это жизненно важная функция человека, живущего в сложной среде. Джеймс ввел «личностное» измерение сознания, считая, что сознательный опыт всегда переживается как «мой», как «принадлежащий мне»


Психомоторные психические образования. Движения, действия, деятельность. Возрастные аспекты освоения деятельности. Освоение учебной деятельности. Освоение профессиональной деятельности. Оценка и формирование профессионально важных качеств. Помощь психолога в освоении человеком учебной и профессиональной деятельности.

Термин «психомоторика» (ввел И. М. Сеченов в книге «Рефлексы головного мозга») – связь различных психических явлений с движениями и деятельностью человека.

(по Сеченову) Первичный элемент психомоторной деятельности чел-ка – двигательное действие, пред­ставляющее собой двигательное решение элементарной задачи (т. е. достижение элементарной осознанной цели одним или несколькими движениями).

Двигательное действие, развивающееся в процессе обучения, упражнения или повторения, следует называть двигательным или психомоторным навыком.

Сегодня психомоторные явления анализируются в трех аспектах: в аспекте моторного поля (сферы приложения усилий), в аспекте сенсорного поля (сферы, из которой человек черпает информацию для совершения движения), а также в аспекте механизмов переработки сенсорной информации и организации моторных актов.

Психомоторика позволяет чел-ку материализовать эмоции, чувства, мысли, представления и т. д.

Оптимальный уровень двигательной активности – обеспечение необходимого для организма уровня физической нагрузки.

Задача: объективизация субъективной деятельности, объединение в единое целое «предмет – мыслящее тело» - обмен инф-ей. Из фактора «субъективность-объективность»:

*Прямые психомоторные процессы: разв-е мысли из предметных движений

*Обратные воплощение мысли а предмете посредством действя.

(По К. К. Платонову) благодаря психомоторике психика объективируется в сенсомоторных и идеомоторных реакциях и актах.

Три группы сенсомоторных реакций: простая сенсомоторная реакция, сложная сенсомоторная реакция и сенсомоторная координация (любая сенсомоторная реакция рассматривалась как самостоятельное действие или элемент сложного психомоторного акта).

Простая сенсомоторная реакция — это максимально быстрый ответ заранее известным простым одиноч­ным движением на внезапно появившийся и, как правило, заранее известный сигнал. Измеряется: временем реализации двигательного действия. Различают: латентное время реакции (скрыто), т. е. время от момента появления раздражителя, к которому привлечено внимание, до начала ответного движения, и время реализации двигательного действия. Скорость простой реакции – типичное для данного человека среднее латентное время его реакции.

Сложные сенсомоторные реакции - формированиеответного действиявсегда связано с выбором нужного ответа из ряда возможных.

Сенсомоторная координация - наиболее сложный вариант сенсомоторной реакции, при которой динамичным является не только сенсорное поле, но и реализация разнонаправленных движений.

Идеомоторные акты (от греч. Idea – идея, образ) – связывают представление о движении с его выполнением. Принцип был открыт Д.Гартли, разработана В.Карпентером. Сегодня проблема образа и его роли в регуляции моторных актов явл. центральной в психологии движений.

С появлением работы Сеченова «Рефлексы ГМ» и обоснованием термина «психомоторика», а затем с открытием условных рефлексов И. П. Павловым в психологии надолго укрепилось представление о рефлекторной природе движений. Движения чаще рассматривались как ответная реакция на получаемую информацию («сенсомоторная реакция»). Это направление назвалось Сенсомоторная теория (в её основепредставление о рефлекторной дуге).


мышца
рецептор
эффектор аффектор

Схема: информация, поступающая из рецептора в сенсорные центры НС по афферентным нервным путям, передается в ее моторные центры, которые благодаря передающимся в мышцы эфферентным сигналам, «запускают» движение.

Главный недостаток рефлекторного понимания любого движения - отсутствие самого главного компонента психики человека – СОЗНАНИЯ.

40-50-е года – смена парадигмы изучения психомоторики принцип реактивности (движения опр-ся внешним стимулом) сменился принципом активности – движение задаётся не только внешней средой, но и некой «внутренней программой», обусловленной потребностно-мотивационной сферой чел-ка.

1947 г., книга «О построении движений» - Н. А. Бернштейном предложил новый принцип механизма движений - принцип рефлекторного кольца.

Главный аргумент: результат любого сложного движения зависит не только от собств управляющих сигналов, но и от целого ряда дополнительных факторов, кот вносят отклонения в запланоровнный ход движения. НС должна иметь инф-ю о выполнении движ-я для его коррекции.

Бернштейн предложил совершенно новый принцип управления движениями, который был назван принципом сенсорных коррекций. Факторы, влияющие на ход выполнения движения и определяющие необходимость сенсорных коррекций: реактивные силы, инерционные силы, внешние силы, исходное состояние мышцы.

Центральной нервной системе необходима постоянная информация о ходе выполнения движения. Эта информация получила название сигналов обратной связи. Эти сигналы могут одновременно поступать от мышц в мозг по нескольким каналам. Причем информация, поступающая по разным каналам, должна быть согласованной, иначе выполнение движения становится невозможным.

Существует определенная схема осуществления механизмов движения. Она была названа Бернштейном схемой рефлекторного кольца. Эта схема основана на принципе сенсорных коррекций и являетсяего дальнейшим развитием.

В упрощенном виде эта схема выглядит так: из моторного центра (М) в мышцу (рабочую точку мышцы) поступают эффекторные команды. От рабочей точки мышцы идут афферентные сигналы обратной связи в сенсорный центр (3). В ЦНС происходит переработка поступившей информации, т. е. перешифровка ее в мо­торные сигналы коррекции, после чего сигналы вновь поступают в мышцу. Получается кольцевой процесс управления.

Помимо рефлекторного кольца Бернштейн выдвинул идею об уровневом построении движений. Каждый уровень имеет специфи­ческие, свойственные только ему моторные проявления, каждому уровню соответствует свой класс движений.

Уровень А - самый низкий и филогенетически самый древний (спинной и продолговатый мозг). Отвечает за важнейший аспект любого движения — тонус мышц. Например, стук зубов от холода.

Подкорковые центры.

Уровень В - уровень синергий (от биол. термина «синергизм» - сотрудничество между разными органами). На этом уровне перерабатываются сигналы в основном от мышечно-суставных рецепторов, которые сообщают о взаимном положении и движении частей тела. К собственным движениям этого уровня относятся потягивания, мимика и т. д.

Уровень С, или уровень локомоций (передвижений в пространстве) - уровень пространственного поля. На данный уровень поступают сигналы от зрения, слуха, осязания, т. е. вся информация о внешнем пространстве. Поэтому на данном уровне строятся движения, приспособленные к пространственным свойствам объектов — к их форме, положению, длине, весу и пр. К движениям данного уровня относятся все переместительные движения (ходьба, бег..).

Уровни коры.

Уровень D — уровень предметных действий. Это уровень коры головного мозга, отвечающий за организацию действий с предметами. К этому уровню относятся все орудийные действия и манипуляции с предметами. Движения на этом уровне представлены как действия. В них не фиксировандвигательный состав,или набор движений, а задан лишь конкретный результат. Уровень профессиональных навыков.

Уровень Е — наивысший уровень — уровень интеллектуальных двигательных актов. К этому уровню относятся: речевые движения, движения письма, движения символической или кодированной речи. Движения этого уровня определяются не предметным, а отвлеченным, вербальным смыслом.

В организации движений участвуют, как правило, сразу несколько уровней — тот, на котором строится движение и все нижележащие уровни.

В зависимости от уровня НС, на котором «замыкаются» движения, а также от степени их осознанного контроля, они делятся на: произвольные и непроизвольные.

Произвольные движения – внешние или внутренние двигательные акты, сознательно регулируемые человеком на основе имеющейся у него потребности в достижении цели.

Непроизвольные движения – импульсивные или рефлекторные двигательные акты, осуществляемые без контроля сознания. Выделяют адаптивные (отдёргивание руки от горячей поверхности) и неадаптивные (хаотичные в ситуации помрачения сознания). Также выделяются собственно непроизвольные движения, которые складываются без контроля сознания, чаще всего безусловно-рефлекторно, как, например, моргание, глотание и др., и могут стать произвольными только при формировании двигательных ориентиров. Еще есть постпроизвольные движения – образуются как произвольные, затем их ориентировочная основа сворачивается, и движение осуществляется без контроля сознания. По сути это сложившиеся автоматизированные двигательные навыки.

Двигательный навык – двигательное действие, сформированное путем повторения характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Осуществляется в 3 этапа: 1. Первоначальное знакомство с движением и овладение им (за счет многочисленных повторений), 2. Движение автоматизируется, 3. Шлифовка навыка за счет стабилизации (достижение такого уровня исполнения движения, при котором оно приобретает высокую прочность и помехоустойчивость, т. е не разрушается ни при каких обстоятельствах) и стандартизации (приобретение навыком стереотипности) движений.

Благодаря теории Бернштейна психология получила подтверждение справедливости принципа активности со стороны физиологии, а следовательно, истинности психологической теории деятельности.

Деятельность — это динамическая система взаимодействия субъекта с миром. В процессе этого взаимодействия происходит возникновение психического образа и его воплощение в объекте, а также реализация субъектом своих отношений с окружающей реальностью. Любой простейший акт деятельности является формой проявления активности субъекта, а это означает, что любая деятельность имеет побудительные причины и направлена на достижение определенных результатов.

Побудительными причинами деятельности человека являются мотивы. Именно мотив, побуждая к деятель­ности, определяет ее направленность, т. е. определяет ее цели и задачи.

Цель — это осознанный образ предвосхищенного результата, на достижение которого направлено действие человека. Целью может быть какой-либо предмет, явление или определенное действие. Задача — это заданная в определенных усло­виях (например, в проблемной ситуации) цель деятельности, которая должна быть достигнута путем преобразования этих условий согласно определенной процеду­ре.

Б. Г. Ананьев, рассматривая структуру человека как субъекта деятельности, выделил 4 уровня активности:

1. уровень целостной деятельности (как исторически сложившейся системы программ, операций и средств производства материальных и духовных ценностей общества);

2. уровень отдельного акта деятельности (действия);

3. уровень макродвижений, из которых строятся действия;

4. уровень микродвижений, из которых строятся макродвижения.

Первые два уровня – молярные (рассматриваются в системе связей «субъект – личность»), вторые два – молекулярные (развиваются соответственно природным свойствам человека и могут быть понятны в системе связей «субъект – индивид»).

Деятельность человека — это весьма сложное и многообразное явление. В осуществлении деятельности задействованы все компоненты иерар­хической структуры человека: физиологический, психический и социальный.


7695314338676877.html
7695389746920297.html
    PR.RU™