Психологический пейзаж.

Предыдущая34353637383940414243444546474849Следующая

«На холмах Грузии лежит ночная мгла...» Общей особенностью этих произведений является попытка передать состояние души лирического героя через состояние природы. Кроме того, субъективное отношение автора к изображаемому предмету раскрывается в его оценке, например, времен года. Так, любимым временем года Пушкин называет осень (см. «Осень»), весной же поэт грустит:
Весна, весна, пора любви,

Как тяжко мне твое явленье...

Отдайте мне метель и вьюгу

И зимний долгий мрак ночей.

(«Весна, весна...», 1827)
Как грустно мне твое явленье,

Весна, весна! пора любви!..

(«Евгений Онегин»)
Гармоничный мир природы оказывает влияние на человека, его душевное равновесие:
Я был рожден для жизни мирной,

Для деревенской тишины:

В глуши звучнее голос лирный,

Живее творческие сны.

(«Евгений Онегин»)
Философский пейзаж.
Гляжу ль на дуб уединенный,

Я мыслю: патриарх лесов

Переживет мой век забвенный,

Как пережил он век отцов...

(«Брожу ли я вдоль улиц шумных...», 1829)
Социальный пейзаж — пейзаж, неразрывно связанный с человеком, помогающий лучше понять тяготы его ежедневной жизни.

Пейзаж топографичен. В стихотворении «Вновь я посетил...» (1835) через пейзаж дается подробное изображение Михайловского:
На границе владений дедовских, на месте том,

Где в гору подымается дорога,

Изрытая дождями, три сосны

Стоят — одна поодаль, две другие

Друг к дружке близко...
Появляются новые, неожиданные чисто с живописной точки зрения, ракурсы. Например, пейзаж, наблюдаемый из окна:
В окно увидела Татьяна

Поутру побелевший двор,

Куртины, кровли и забор,

На стеклах легкие узоры.
В пейзаж вводится сюжет, своеобразные бытовые сценки. В живописи такие сюжеты называются жанровыми:
Зима!.. Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя,

Плетется рысью как-нибудь;

Бразды пушистые взрывая,

Летит кибитка удалая...

(«Евгений Онегин»)
Несколько сюжетных планов как бы одновременно соединяются на полотне, что для Пушкина не является неожиданной идеей. Он сам осознает в этом влияние фламандской живописи:
Порой дождливою намедни

Я, завернув на скотный двор...

Тьфу! прозаические бредни,

Фламандской школы пестрый сор!

(«Евгений Онегин», «Путешествие Онегина»)
Демократичность пейзажа, которая подчеркивается самим автором.

Конкретность пейзажных зарисовок, описание обычных, казалось бы, прозаических вещей:
Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

(«Евгений Онегин»)
Приземленность пейзажа поддерживается простотой и реалистичностью языка поздних пушкинских произведений. Если у классицистов много аллегорий, олицетворении, то у Пушкина все конкретно, ощути мо. Появляется бытовая лексика: «Хоть плюнуть да бежать», «иль со скуки околею где-нибудь в карантине» («Дорожные жалобы», 1829), «таков мой организм« («Осень», 1833).



Богатая цветовая палитра в пейзажных зарисовках, причем все тона у Пушкина чистые:
Синея блещут небеса,

Еще прозрачные, леса

Как будто пухом зеленеют,

Твоя серебряная пыль

Меня кропит росою хладной...
— В бело-серебристой гамме выдержаны зимние пейзажи:
Сребрит мороз увянувшее поле...

И мягко устланные горы

Зимы блистательным ковром.

Все ярко, все бело кругом.

(«Евгений Онегин»)
— Осенние — в багряно-золотой:
Роняет лес багряный свой убор...

В багрец и золото одетые леса...

Отрада осени златой.
Сквозные мотивы в пейзаже.

— Мотив дороги:
Зато зимы порой холодной

Езда приятна и легка.

Как стих без мысли в песне модной,

Дорога зимняя гладка.

(«Евгений Онегин»)
«Зимняя дорога» (1826), «Бесы» (1830), «Осень» (1833).

— Мотив семьи.

Семья для Пушкина существует как в мире людей и растений, так и в мире животных и сказочных существ.
Встает заря во мгле холодной;

На нивах шум работ умолк;

С своей волчихою голодной

Выходит на дорогу волк...

(«Евгений Онегин»)
Динамичность пейзажа: все находится в постоянном движении. Динамика подчеркивается звучанием стиха: 4-стопный хорей, богатые рифмы, аллитерация на Т-Ц-Ч, повторы:
Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

(«Бесы», 1830)
Символичность пейзажа:
В степи мирской печальной и безбрежной...

Снова тучи надо мною собралися в тишине...
В стихотворении «Туча» (1835) через картину природы поэту удается передать философское настроение, ощущение вечного круговорота жизни.

Тема природы традиционно связана с темой поэта и поэзии — природа вдохновляет поэта:
И пробуждается поэзия во мне:

Душа стесняется лирическим волненьем...

(«Осень», 1833)
V. Итоги семинара

Основным итогом работы семинара должно быть, во-первых, схематичное понимание эволюции пейзажной лирики у Пушкина, а во-вторых, осознание той мысли, что Пушкин в своих стихотворениях показал цикл идей, связанных с задачей изменения отношений христианского человечества к природе, что подготавливало сознание к выводу о возможности какого-то нового вида отношений с природой: дружественного, радостного, что переплеталось с новым восприятием самого процесса жизни.
Домашнее задание

1. Подготовить выразительное чтение любимого стихотворения. Объяснить свой выбор.
Информация для учителя1
«О Пушкине, как это известно всякому, существуют горы исследований, высказывались тысячи суждений. Да позволено мне будет присовокупить к этим характеристикам еще одну, сделанную под таким углом зрения, какой до сих пор не учитывался: под углом зрения метаистории.

Под этим углом зрения миссия Пушкина заключается в том, что, создав емкий, богатый и чрезвычайно выразительный литературный язык и великолепный стих, он этим дал решительный толчок процессу развития всенародной любви к языку, к слову, к стиху и к самой культуре языка как основного средства человеческого общения; вооружил следовавших за ним во времени творцов этим совершенным средством для выражения любых идей и чувств; разработал ряд необходимых для этого новых жанров и сам возглавил процесс художественного выражения этих идей и образов.

Какие же это идеи и какие именно образы?

Во-первых, это — идеи, связанные с задачей разоблачения демонической природы государства и с укреплением комплекса освободительно-моральных устремлений отдельной души и всей нации. Сюда относится идея о непрощаемости преступления, совершенного верховной властью, то есть сознание несостоятельности той власти, которая основана на нарушении этических норм (ода «Вольность», и особенно «Борис Годунов»). Сюда же относится идея неразрешимости ни в рассудочно-логическом плане, ни в плане гуманистической совести противоречий между личностью и государством, между личностью и демонизированными законами мира («Медный всадник»). С этим же связана и идея противостояния между низшей, самостной свободой личности и общественной гармонией («Цыганы»). Эти идеи, воздействуя на сознание множества людей, приобщавшихся литературе, подготавливали его, в конечном счете, к идее-выводу о примате этики над государственным началом, т. е. о желательности, — хотя и утопичной для настоящего времени, — установления высоко-этического контролирующего и направляющего начала над аморальным государством.

Второй цикл идей был связан с задачей изменения отношений христианского человечества к Природе. В основном это была идея переживания Природы как начала объективно-прекрасного, ни в коем случае не осужденного и не враждебного, хотя и обладающего такою стороной, которая принуждает зачастую воспринимать Природу как начало равнодушное и безучастное к человеку. При этом, однако, ощущение ее безучастности не препятствовало переживанию Природы как начала субъективно любимого. Эти переживания, нашедшие свое выражение в большом количестве первоклассных по форме стихотворений и отдельных мест в поэмах, подготавливали сознание к выводу о возможности какого-то — пока еще смутно метаемого — нового вида отношений и общения с Природой: радостно-чувственного, дружественного и, в то же время, ни в коей мере не греховного.

Это переплеталось с новым восприятием самого процесса жизни в ее повседневном облике: в обнаружении элементов поэзии и красоты и в озарении ими низших, будничных слоев человеческой жизни. Все это, как и предыдущее, шло вразрез с заветами аскетического периода и прокладывало дорогу к пониманию далеких грядущих задач Розы Мира — задач пронизывания духовностью и религиозно-поэтической стихией всех сторон жизни.

Третий цикл идей был связан с задачей вскрытия нового, углубленного смысла человеческих религиозных устремлений к Вечно Женственному.


Урок 35. Обучение анализу лирического стихотворения.

Мое любимое стихотворение Пушкина:


7699277594286853.html
7699341652295585.html
    PR.RU™