АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ЧТЕНИЕ. «Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах

Предыдущая9101112131415161718192021222324Следующая

Первое полугодие

«Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах. Создание учителем тематических стендов (о еде, режиме дня, отдыхе и т. д.) и «чтение» информации учащимися (с помощью учителя), представленной на этих стендах на уроках.

Знакомство с пиктограммами «собирать», «срывать», «поливать».

Упражнения с пиктограммами: «Покажи то, что я назову», «Найди одинаковые картинки», «Найди такую же картинку и проведи к ней стрелку».

Чтение учащимся литературных произведений, рассматривание с ними иллюстраций и картин, выполнение этюдов, отражающих состояние деревьев в разное время года. Рассматривание своих рисунков и рисунков по теме «Береза», выполненных учителем, который стремится передать образ и характер березы (береза плакучая, печальная, опустила ветки; береза радостная, веселая, ветки подняла вверх, «танцует»),

«Чтение» цветных пятен (определение по цвету времени года, части суток) и подбор вместе с учителем картинок и предметов к этим цветным фонам. Игры типа «Найди одинаковые картинки», «Найди такую же картинку и проведи к ней стрелку», «Покажи то, о чем я говорю» с использованием пиктограмм «облако», «солнце», «луна», «снег» и др.

«Аудиальное чтение». Слушание аудиокассет и узнавание разнообразных звуков природы, улицы, голосов животных, птиц и др. Слушание звучания музыкальных инструментов и узнавание их. Выбор такого же музыкального инструмента или картинки, его изображающей, и называние его.

Упражнения и игры на развитие восприятия речи, внимания к речи (выполнение учащимися трех- и четырехступенчатых инструкций, прослушивание и совместное с учителем элементарное обсуждение стихов и сказок). (Интеграция с уроками по предмету «Развитие речи и окружающий мир».)

Слушание аудиокниг в различном формате.

Создание образовательных ситуаций для закрепления у учащихся навыка слушания сказок, стихов, коротких рассказов. Побуждение учащихся называть героев (показывать на иллюстрациях) произведений. Обучение учащихся сопряженному договариванию стихов в ходе прослушивания, а затем и самостоятельному рассказыванию их, используя все доступные средства общения.

Вовлечение учащихся в театрализованные игры (режиссерские и игры-драматизации) по прочитанному учителем тексту.

Чтение букв и слов («глобальное чтение»). «Чтение» обозначения артикуляции гласных звуков соответствующими знач­ками. Произнесение звуков с разной силой голоса, интонацией.

Знакомство учащихся с буквами Т, Д (буквы размером 5 и Зсм вырезаны по контуру, нанесены рельефно на карточки, написаны на карточках).

Дидактические упражнения: выбор учащимися карточек с буквами среди картинок и цифр.



«Чтение» слов по карточкам, прикрепленным к соответствующим предметам и картинкам (на основе «зрительного сканирования» и опоры на изображение). Раскладывание карточек с этими словами на определенные картинки: дождь, зима, снег, весна, лето и др.

Чтение слов подписанных под пиктограммами и накладывание (подкладывание) букв А, О, У, И, Э, Ы, П, Б, М, Т, Д, Н к этим же буквам в словах.

Упражнения на развитие фонематического восприятия: различение контрастных гласных ([и-у], [и-о], [а-у], [э-у]) и близких по артикуляции согласных звуков в открытых слогах (по участию мягкого неба: [м-б], [н-д]; по месту образования: [п-т], [т-к], [м-н].

Узнавание букв в изученных словах {мама, папа, баба, стул, стол, дом).

Второе полугодие

«Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах. Работа с пиктограммами по рабочим тетрадям (см. первое полугодие).

Игровые ситуации, в которых учащимся необходимо узнать лекарства (по их изображению и по упаковке), предметы труда врача, медсестры по игровым аналогам, картинкам (цветная картинка-иллюстрация, контурная картинка, картинка, составленная из четырех частей), по описанию учителя.

Рассматривание вместе с учащимися сюжетно-бытовых картин и картинок с доступным им содержанием: иллюстрации к рассказам, картинки — посещение врача, медицинские процедуры, бытовые технические приборы, труд людей разных профессий и в разное время года. Обыгрывание содержания картин и картинок с помощью наглядных объемных и плоскостных моделей.

Расширение представлений учащихся о журналах и их «чтение» (например, журналы «Кроха», «Лечебные вести», «50 художников: шедевры русской живописи» и др.). Просмотр журналов, формирование у учащихся представлений о том, что называется «иллюстрацией», что такое «название статьи» и «текст». Обучение учащихся последовательному рассматриванию журнала (постранично) и стимулирование их желания в процессе просматривания вступать в речевой и неречевой контакт с учителем и другими учащимися.

Закрепление умения учащихся по словесной просьбе учителя показывать, называть информационные, предупреждающие и запрещающие знаки: «Аптека», «Школа», «Больница», «Дети», «Пешеходная дорожка», «Пешеходный переход», «Движение пешеходов запрещено», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса», «Медицинский кабинет». «Чтение» сигналов трех- и двухсекционного светофора. Работа в тетради по правилам дорожного движения (см. шестой класс).

Разыгрывание вместе с учащимися с помощью персонажей пальчикового, настольного, перчаточного театра, кукол бибабо, наглядных объемных и плоскостных моделей детских спектаклей по сказкам и стихотворениям с помощью учителя, который вместе с учащимися оречевляет действия персонажей.

«Аудиальное чтение». Содержание раздела аналогично содержанию одноименного раздела в первом полугодии.

Чтение букв и слов («глобальное чтение»). Закрепление в упражнениях «чтения» беззвучной артикуляции гласных и соотнесение их с символическими изображениями и буквами.

Упражнения в соотнесении знакомых слов с предметами, картинками, пиктограммами.

Последовательное соединение букв в слог-слияние (ма, му, мы, мо, ми), затем в обратный слог (составление слогов из букв разрезной азбуки).

Выделение слогов из знакомых слов ( мама, машина). (Слоги должны быть выделены жирным шрифтом, другим цветом и т. д., чтобы привлекать внимание учащихся.) Упражнения, в которых учащиеся должны к соответствующему слогу в слове подложить карточку с этим слогом.

ГРАФИКА И ПИСЬМО

Первое полугодие

Упражнения для развития гонкой моторики рук. Развитие произвольной регуляции моторики рук с помощью статических и динамических упражнений для кистей и пальцев рук. Развитие произвольной регуляции силы мышечного тонуса рук (сжимание «сильное», «среднее», «слабое»), регуляции направления приложения силы.

Игры и упражнения на развитие конструктивного праксиса и зрительно-моторной координации в процессе манипулирования предметами (кубиками, пазлами, мозаикой). Развитие двигательных стереотипов и графических способностей учащихся (штриховка, дорисовка, графические ряды).

Упражнения на развитие артикуляционной моторики, закрепление навыков правильного воспроизведения артикуляторных укладов звуков речи.

Тренировочные упражнения на развитие двигательной памяти.

Упражнения на закрепление связи действий и движений с глаголами и со словами, обозначающими пространственные координаты по типу игры «Веселые человечки».

Систематическое уточнение и закрепление приемов самомассажа рук с использованием различных массажеров: специальных и импровизированных (см. предыдущие классы).

Пальчиковая гимнастика. Продолжение обучения простым мудрам и т. п.

«Рисуночное письмо». Упражнения с внутренними и внешними трафаретами из дерева, пластмассы, картона. Обводка и штриховка простыми, цветными карандашами, шариковыми ручками.

Расширение номенклатуры лепных изделий из пластилина и глины по образцу и по словесной инструкции учителя. Вводится лепка посуды, овощей, фруктов, ягод для игры «Магазин» и выставок лепных работ учащихся. Выполнение учащимися графических изображений этих объектов (карандашом или фломастером без раскрашивания и с раскрашиванием) после лепки. Сопо­ставление вылепленных объектов и рисунков. Обводка по контурам изображений овощей и фруктов, штриховка рисунков прямыми и косыми линиями.

Упражнения на закрепление приемов работы с ножницами: вырезание деталей (индивидуально). Обучение учащихся вырезать детали, наклеивать их на подготовленный для аппликации лист бумаги или картона.

На основе наблюдений и этюдов обучение учащихся рисованию березы, связывая образ с «характером» дерева (см. «Альтернативное чтение», первое полугодие, разд. «"Чтение" изображений на картинках, картинах и пиктограммах»).

После предварительного рассматривания и обсуждения натуры с учащимися рисование несложных натюрмортов из овощей и фруктов (можно рисовать с помощью трафаретов).

Обучение учащихся рисованию в технике кляксографии. Совместное с учащимися «опредмечивание» цветных пятен.

Наклеивание контурных изображений букв и цифр на лист бумаги, на два листа — цифры и буквы.

Жестово-образные игры. Различные игры-пантомимы и этюды на выражение эмоционального состояния: удивление, страх?.

«Письменные упражнения». «Письмо» по трафаретам букв А, О, У, И, Э, Ы, П, Б, М, Т, Д, Н (размер букв — 1-3 см). (Зада­ние предлагается учащимся, исходя из их индивидуальных возможностей.)

Письмо букв по контурным линиям (точкам).

Упражнения на закрепление умений учащихся изображать линии, точки, капли, штрихи под музыку в разной тональности и громкости. «Письмо» линий таким цветом, который, по мнению учащегося, больше всего подходит к настроению исполняемого музыкального фрагмента (см. шестой класс).

Продолжение обучения «письму» линий в тетради в клетку и в линейку под ритмичные удары музыкальных инструментов или хлопки учителя: длинная линия и короткая линия, одинаковые линии.

Продолжение обучения учащихся письму букв по принципу «свободного письма» (по М. Монтессори»). Упражнения в тетради (индивидуально).

Второе полугодие

Упражнения для развития тонкой моторики рук. Содержание раздела аналогично содержанию одноименного раздела в первом полугодии.

«Рисуночное письмо». Упражнения с внутренними и внешними трафаретами из дерева, пластмассы, картона. Обводка и штриховка простыми, цветными карандашами, шариковыми руч­ками.

Выполнение учащимися различных узоров в круге и в полоске на основе образца и самостоятельного вычленения принципа чередования элементов (салфетка с вышивкой, отделка на фартучке).

Обучение учащихся в ходе аппликации из готовых деталей, рисования карандашом или кисточкой переносить симметричные узоры с одной стороны листа на другую (лист сгибается пополам или делится вертикальной линией на две части).

Упражнения в выборе (совместно с учителем или самостоятельно) необходимых элементов для аппликации из предлагаемого набора, среди которых есть «лишние» (элементы другого цвета или формы).

Упражнения на закрепление приемов работы с ножницами — вырезание деталей (индивидуально). Обучение учащихся умению вырезать детали, наклеивать их на подготовленный для аппликации лист бумаги или картона.

В специально созданных ситуациях стимулирование учащихся выполнять коллективные аппликации по сюжетам сказок, рассказов, мультфильмов (совместно с учителем).

Обучение учащихся приемам изображения природных объектов: «Березовая роща», «Осень в парке. Листья березы на земле» и т. п. Рисование деревьев весной, летом, осенью и зимой, передавая основные цвета времен года (учитель дорисовывает фигуры детей, другие объекты на рисунке или предлагает учащимся готовые элементы для дополнения рисунка аппликацией).

После предварительного рассматривания и обсуждения натуры с учащимися обучение их рисованию несложных натюрмортов из овощей и фруктов (можно рисовать с помощью трафаретов).

Рисование при непосредственном участии учителя городского дома (по контурному изображению) и дорисовывание окон на этажах с опорой на образец размера окна (первое окно в нижнем этаже), который дает учитель.

Рисование разнообразных форм, расположенных в определенном ритмическом порядке: круги, точки, линии, завитки. Обучение учащихся склеиванию расписанных выкроек. Организация выставок поделок учащихся.

Наклеивание контурных изображений букв и цифр на лист бумаги, на два листа — цифры и буквы.

Жестово-образные игры. Игры-пантомимы и этюды на выражение эмоционального состояния (радость, печаль, спокойствие, злость, удивление, страх) с использованием приемов дорисовывания пиктограмм (см. альбомы, рекомендуемые в первом полугодии и в предыдущих классах).

«Письменные упражнения». «Письмо» букв А, О, У, И, Э, Ы, П, Б, М, Т, Д, Н по трафаретам (размер букв — 1-3 см), исхо­дя из индивидуальных возможностей учащихся.

Письмо букв и слов по контурным ориентирам, соотнесение их с соответствующей карточкой-словом или с соответствующей буквой в слове.

Продолжение обучения «письму» линий в тетради в клетку и в линейку под ритмические удары музыкальных инструментов или хлопки учителя: длинная линия и короткая линия, одинаковые линии.

Соотнесение школьных принадлежностей с пиктограммами. Упражнения в выборе соответствующего предмета и пиктограммы к нему: «Где можно писать мелом?», «Чем пишут на бумаге?», «Чем можно стереть карандаш с бумаги?» и др. Практические действия учащихся с принадлежностями для письма.

Письмо букв и цифр по трафаретам в тетради, на двух листах (цифры и буквы) и последующее раскрашивание их разными красками (например, буквы — синим, цифры — красным цветом).

Продолжение обучения письму букв по принципу «свободного письма» (по М. Монтессори»). Упражнения в тетради: индивидуально.

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И КОНСТРУИРОВАНИЕ

Первое полугодие

Конструирование. Тренировочные упражнения на развитие умения учащихся различать пространственные тела (шар, полусфера, куб, брусок, пластина, треугольная призма, конус) и геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал). Обучение учащихся создавать из двух-трех малых форм одну большую, отличную от исходных, с последующим использованием ее в предметном конструировании.

Конструирование фигур из палочек (счетных, палочек Кюинзенера и др.) по образцу (дома, окошки, солнышко, елка и т. п.) и самостоятельно по словесной инструкции.

Стимулирование речевой активности учащихся с помощью просьб, вопросов, побуждая их называть фигуры и объемные тела, их функции, пространственное расположение в конструкции (при выборе элементов, необходимых для выполнения какой- либо постройки). (Интеграция с уроками по предмету «Развитие речи и окружающий мир».)

Складывание совместно с учащимися предметных и сюжетных разрезных картинок (до двенадцати частей) с различной конфигурацией разреза, сборно-разборных игрушек и пр.

Количественные представления. Упражнения в узнавании цифр «1», «2», «3», «4», «5», «6» в правильном и перевернутом расположении. Дорисовывание и рисование цифр от «1» до «6» по трафаретам, по опорным точкам, самостоятельно. Лепка цифр из пластилина, конструирование из деталей (разрезанных на части шаблонов цифр, палочек), выкладывание их из различного природного материала, ниток (веревок) и т. п.

Упражнения в счете на различных абаках (пластмассовые счетные линейки) и счетах разной величины в вертикальном и горизонтальном расположении (напольные счеты, настольные счеты).

Решение арифметических задач-драматизаций и задач- иллюстраций с открытым результатом на наглядном материале в пределах семи, арифметических задач-иллюстраций с закрытым результатом в пределах двух-четырех. Решение и составление на наглядной основе простых арифметических задач на бытовые темы (на сложение и вычитание). Использование для решения арифметических задач набора цифр и знаков (+, =).

Продолжение ознакомления учащихся с монетами достоинством 1, 5 копеек, 1, 2, 5 рублей (различение, набор и размен монет). Обучение учащихся использованию настоящих монет в сюжетно-дидактической игре «Магазин» и в процессе специально организованных образовательных ситуаций (на экскурсиях в магазин). (Интеграция с уроками по предмету «Развитие речи и окружающий мир».)

Упражнения с цифрами, решение арифметических задач в ситуациях сюжетно-дидактических игр типа «Магазин», многократно проигрываемых при прямом и косвенном руководстве учителя.

Количественные представления формируются у учащихся, исходя из их индивидуально-типологических особенностей. Поэтому возможный предел счетных навыков определяется учителем в ходе уроков-занятий с учащимися. В «Программе» предлагается максимально доступный предел счетных навыков для учащихся с умеренной умственной отсталостью.

Представления о форме. Выбор учащимися шара, куба, треугольной призмы (крыши), бруска (кирпичика), круга, квадрата, треугольника, прямоугольника по образцу и по словесной ин­струкции учителя.

Группировка предметов по форме (шары, кубы, треугольные призмы-крыши, бруски-кирпичики, круги, квадраты, треугольники, прямоугольники) с опорой на образец, данный учителем, и по его словесной инструкции. Невербальная классификация, сериация фигур по одному и двум признакам на основе использования логических блоков Дьенеша, набора объемных фигур для конструирования («Строитель № 1» и др.).

Соотнесение плоскостных и пространственных фигур. По трафаретам, по опорным точкам и самостоятельно рисование круга, квадрата, треугольника. Лепка пространственных фигур из пластилина, пата. Выкладывание плоскостных фигур из природного материала (шишек, каштанов, желудей и т. п.). Рисование фигур на песке, манке (пшеничке) и т. п.

Закрепление представлений учащихся о линии (прямая, извилистая, как волна). Рисование линий на песке, манке (пшеничке), на бумаге, выкладывание их с помощью ниток, веревок, шнуров, природного материала (шишек, каштанов, шиповника).

Упражнения на узнавание плоскостной фигуры, целого предмета по его фрагментам (для развития представлений о целостном образе). (Интеграция с уроками по предмету «Графика и письмо».)

Упражнения, в которых учащиеся должны узнать в знаках дорожного движения знакомые фигуры: светофор — круги, знак «Въезд запрещен» — прямоугольник (кирпич). (Интеграция с уроками по предмету «Здоровье и ОБЖ».)

Представления о величине. Раскрашивание, штриховка, об­водка по трафаретам, по опорным точкам, рисование изображе­ний объектов разной величины (по подражанию действиям учи­теля, по образцу).

Наблюдения, дидактические игры и игровые упражнения, направленные на формирование представлений учащихся об относительности (транзитивности) величины: близко — далеко. Закрепление этих представлений в сюжетно-дидактической игре «Азбука дорожного движения». (Интеграция с уроками по предмету «Здоровье и ОБЖ».)

Развитие у учащихся измерительных навыков: упражнения в измерении сантиметровой лентой, измерительной рулеткой.

Пространственные представления. Уточнение умений учащихся ориентироваться в пространстве различных помещений школы (по словесной инструкции учителя).

Упражнения, связанные с перемещением в пространстве, изменением положения частей тела, ориентировкой в паропротивоположных направлениях (движения руками по образцу, данному учителем, стоящим рядом с учеником, напротив него).

Использование вербальных и невербальных средств в процессе узнавания, называния и показа пространственных отношений: речи или пантомимических движений (высокий — руки (рука) подняты вверх, низкий — руки (рука) опущена вниз, длинный — руки разводятся в стороны, демонстрируя протяженность). (Интеграция с уроками по предмету «Альтернативное чтение».)

Развитие ориентировки учащихся в трехмерном пространстве (в помещении), в двухмерном пространстве (на доске, на плоскости подноса с манкой или песком, на листе бумаги — в альбоме, в тетради) по словесной инструкции, по указательным знакам (стрелкам, точкам, символам). (Интеграция с уроками по предмету «Графика и письмо».)

Уточнение и дальнейшее формирование топологических представлений учащихся в ходе упражнений в перемещении объектов в пространстве по типу упражнений с «Улиткой» (Ж. Пиаже). Закрепление топологических представлений в сюжетно- дидактической игре «Азбука дорожного движения».

Временные представления. Использование часов в реальной бытовой жизни. Показ стрелок часов. Называние и показ на часах времени от 1 до 6 часов. Упражнения с игрушечными часами, перевод стрелок на указанное время (по образцу, по словесной инструкции учителя). Театрализованные игры (пантомимические, речь с движением, с персонажами стендового театра, игры-драматизации): обыгрывание ситуаций, происходящих в разное время суток.

Работа с календарями природы и погоды.

Уточнение представлений учащихся об астрономических символах: солнце, луне, месяце, звездах (показ на небе и на иллюстрациях). При наличии темной сенсорной комнаты — занятия со светильниками и панно, позволяющими формировать у учащихся представления о пространственно-временных явлениях.

Рисование по внутренним и внешним трафаретам солнца, луны, звезд, туч, облаков, выкладывание из геометрических фигур астрономических символов (солнце — из круга и треугольников желтого цвета; звезды — из треугольников белого или синего цвета). (Интеграция с уроками по предмету «Графика и письмо».)

Второе полугодие

Конструирование. Экскурсии и наблюдения, в ходе которых учащиеся знакомятся с различными зданиями — городскими домами. Рассматривание иллюстраций, альбомов, фотографий, наборов открыток, сюжетных картин (городские пейзажи), видеофильмов о домах в городе, о строительстве зданий. (Интеграция с уроками по предмету «Развитие речи и окружающий мир».)

Конструирование игрушек (транспортных средств, мебели, трансформеров, домов) из элементов строительных наборов, конструктора Lego и др.

Побуждение учащихся самостоятельно (или при участии учителя) создавать из детских строительных наборов, конструкторов, плоскостных элементов сложные по конструкции здания (многоэтажный жилой дом, здание аквапарка, супермаркета), транспортные средства, мосты, улицы.

Создание условий для организации интегрированных строительно-конструктивных и сюжетно-ролевых (театрализованных) игр с привлечением учащихся к участию в них. (Интеграция с уроками по предмету «Развитие речи и окружающий мир.)

Количественные представления. Знакомство с числом и цифрой «7». Обучение называнию числового ряда в прямом порядке (устный счет), подбору последующего и предыдущего числа к названному или обозначенному цифрой, определению про­пущенного числа.

Последовательное выделение каждого предмета или картинки (в пределах семи) на основе использования зрительного и (или) тактильного анализаторов.

Счет различно расположенных объектов в пределах семи с целью формирования представлений учащихся о том, что любая совокупность объектов может быть сосчитана.

Упражнения в счете на основе тактильного или зрительного восприятия (см. варианты упражнений в первом полугодии).

Развитие понимания учащимися отношений между числами натурального ряда (7 больше 6 на 1, а 6 меньше 7 на 1), умения увеличивать и уменьшать каждое число на 1 (в пределах 7).

Упражнения в узнавании цифр «1», «2», «3», «4», «5», «6», «7» в правильном и перевернутом расположении. Дорисовывание и рисование цифр от «1» до «7» по трафарету, по опорным точкам и самостоятельно. Лепка цифр из пластилина, конструирование из деталей (разрезанные на части шаблоны цифр, палочки), выкладывание из различного природного материала, ниток (веревок) и т. п.

Счет денег: 1 руб. + 2 руб. = ...; 2 руб. + 5 руб. = ... .

Упражнения в счете на различных абаках (пластмассовые счетные линейки) и счетах разной величины в вертикальном и горизонтальном расположении (напольные счеты, настольные счеты).

Решение арифметических задач-драматизаций и задач- иллюстраций с открытым результатом на наглядном материале в пределах семи, арифметических задач-иллюстраций с закрытым результатом в пределах двух-четырех. Решение и составление на наглядной основе простых арифметических задач на сложение и вычитание на бытовые темы. Использование для решения арифметических задач набора цифр и знаков (+, -, =).

Упражнения с цифрами, решение арифметических задач в ситуациях сюжетно-дидактических игр типа «Магазин», многократно проигрываемых при прямом и косвенном руководстве учителем.

Обучение учащихся работе на калькуляторе (большого размера). Включение и выключение. Набор цифр от «1» до «7». Знакомство с действиями сложения на калькуляторе. Практические действия в ходе экскурсий в магазин, на почту и др.

Представления о форме. По трафаретам, по опорным точкам и самостоятельно рисование круга, квадрата, треугольника, прямоугольника, прямой, извилистой линий и т. п. Лепка пространственных фигур из пластилина, пата. Выкладывание плоскостных фигур из природного материала (шишек, каштанов, желудей). Рисование фигур на песке, манке (пшеничке), грифельной доске, в тетради. (Интеграция с уроками по предмету «Графика и письмо».)

Закрепление представлений учащихся о линии (прямая, изви­листая, как волна). Рисование линий на песке, манке (пшеничке), на бумаге. Выкладывание линий с помощью ниток, веревок, шнуров, природного материала (шишек, каштанов, шиповника).

Составление ритмических композиций из фигур по образцу, данному учителем, и по собственному желанию.

Упражнения на узнавание плоскостной фигуры, целого предмета по его фрагментам (для развития у учащихся представлений о целостном образе объекта).

Представления о величине. Раскрашивание, штриховка, обводка по трафаретам, по опорным точкам, рисование изображений объектов разной величины (по подражанию действиям учителя, по образцу, данному им). (Интеграция с уроками по предмету «Графика и письмо».)

Наблюдения, дидактические игры и игровые упражнения, направленные на формирование представлений учащихся об относительности (транзитивности) величины: близко — далеко. Закрепление этих представлений в сюжетно-дидактической игре «Азбука дорожного движения». (Интеграция с уроками по предмету «Здоровье и ОБЖ».)

Закрепление измерительных навыков учащихся: выбор го­ловного убора (измерение объема головы), выбор брюк (измерение длины брюк). В этом случае основное внимание обращается на правильность действий (размер называет учитель).

Пространственные представления. Развитие способности учащихся ориентироваться в трехмерном пространстве (в помещении), в двухмерном пространстве (на доске, на плоскости подноса с манкой или песком, на листе бумаги — в альбоме, в тетради) по словесной инструкции, по указательным знакам (стрелкам, точкам, символам). (Интеграция с уроками по предмету «Графика и письмо».)

Формирование и развитие топологических представлений учащихся в ходе упражнений в перемещении объектов в пространстве по типу упражнений с «Улиткой» (Ж. Пиаже). Закрепление топологических представлений в сюжетно-дидактической игре «Азбука дорожного движения». (Интеграция с уроками по предмету «Здоровье и ОБЖ».)

Временные представления. Использование часов в реаль­ной бытовой жизни. Показ стрелок часов. Называние и показ на часах времени: от 1 до 7 часов. Упражнения с игрушечными часами, перевод стрелок на указанное время (по образцу, по словесной инструкции учителя).

Регулирование времени по часам (по песочным, по таймеру — движение стрелок и приближение окончания времени). Выполнение практических действий за определенное время (до 5 минут).

Работа с календарями природы и погоды.

Уточнение представлений учащихся об астрономических символах: солнце, луне, месяце, звездах (показ на небе и на ил­люстрациях)

ЗДОРОВЬЕ И ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ОБЖ)

Первое полугодие

Формирование культурно-гигиенических навыков и элементарных представлений о здоровом образе жизни.

Уход за руками, лицом: закрепление умений мыть лицо, руки в определенной последовательности (с помощью учителя, по образцу и по словесной инструкции). Тренировочные упражнения с использованием предметов личной гигиены в процессе умывания (мыла жидкого и твердого, полотенец: бумажных, махровых, льняных, крема для рук).

Беседы о необходимости ухода за волосами и упражнения с предметами для ухода за волосами (расческой, массажной щеткой, шампунем). Упражнения по расчесыванию волос. Обучение учащихся приемам использования фена при укладке волос.

Отработка на вербальном и невербальном уровне правил гигиены (индивидуальные: расческа, зубная щетка, полотенце, носовой платок).

Кинезиотерапевтические процедуры, которые осуществляются в процессе игровых упражнений на сенсорных ковриках и дорожках, на сенсорном (набивном) мяче и другом оборудовании. Кинезиотерапевтические процедуры направлены на профилактику и коррекцию нарушений общей моторики (на развитие координации движений в крупных мышечных группах), на развитие динамической координации рук в процессе выполнения последовательно организованных движений, на развитие динамической координации рук в процессе выполнения одновременно организованных движений, на формирование свода стопы и укрепление ее связочно-мышечного аппарата. Систематическая гимнастика для глаз с учащимися. (Интеграция с различными уроками по программе.)

Беседы с учащимися о необходимости закаливающих процедур и тренировочных упражнений для глаз, рук, ног (на доступном для восприятия учащихся уровне).

Совместная с учащимися отработка приемов комментированного рисования, сюжетного рисования по теме здоровья и здорового образа жизни.

Настольно-печатные, сюжетно-ролевые, театрализованные игры, в которых проигрываются ситуации правильного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

Чтение учащимся литературных произведений (сказок, рассказов, стихов) о здоровье, о правильном и неправильном поведении в разных ситуациях, приводящих к болезни. Стимуляция желания учащихся совместно с учителем пересказывать эти сказки, рассказы и стихи, объясняя ситуации, описанные в них. Побуждение учащихся с минимальной помощью учителя обыгры­вать эти ситуации, используя персонажи пальчикового, настольного, перчаточного театра, кукол бибабо и др.

Рассматривание с учащимися картинок и картин, изображающих природу, животных, прогулки в разное время года, иллюстрации к литературным произведениям, наглядные модели, символические средства (знаки безопасности) по теме раздела.

Разыгрывание ситуаций, изображенных на картинах и иллюстрациях, в «деловых» играх. Стимуляция учащихся к использованию вербальных и невербальных средств общения по ходу разыгрывания по ролям коротких рассказов, стихотворений по данной тематике.

Знакомство учащихся с пословицами о здоровье и здоровьесбережении.

Специально организованные обучающие и проблемные ситуации, побуждающие учащихся к рассказыванию по картинам, картинкам и иллюстрациям с привлечением собственных впечатлений, «личного опыта» о здоровьесбережении: «Гимнастика для глаз», «Гимнастика для рук» (с использованием элементарных мудр), «Гимнастика для стоп», «Гимнастика для шеи и плеч».

«Если на улице температура ниже нуля градусов...», «Задуй свечу», «Как я буду закаляться...», «Когда нельзя наступать в лужи, даже если это очень интересно...», «Обувь для дождливой, теплой сухой и морозной (снежной) погоды», «Одежда для мальчиков и для девочек», «Помоги другу», «Рассмотрим под лупу наши ногти», «Снежинки», «Уши мыть или не мыть...» (правила ухода за ушами) и др.

Уход за жилищем. Формирование представлений учащихся о необходимости уборки квартиры для сохранения здоровья человека. Знакомство с понятием «пыль в доме». Упражнения в переноске, раскатывании и скатывании коврика . Способы уборки пыли: влажной тряпочкой, специальными средствами и т. п. Способы чистки ковров. Упражнения в уходе за ковриком: чистка пылесосом (при активном участии учителя). Беседы о необходимости чистки мягких изделий: ковров, пледов, подушек для сохранения их чистоты.

Дидактические упражнения с бытовыми предметами: узнавание и называние (посуда, гигиенические средства, телевизор, утюг, пылесос, гладильная доска). Использование вербальных и невербальных средств коммуникации (пиктографических кодов, словесных и жестовых обозначений) для называния и показа этих предметов. (Интеграция с уроками по предмету «Альтернативное чтение».)

Питание. Уточнение и закрепление знаний учащимися пра­вил поведения во время еды: надевать специальные фартуки (по необходимости), удерживать ложку, чашку, брать в ложку требуемое количество еды, есть аккуратно, жевать медленно, пользоваться салфеткой во время еды и после приема пищи. Составление рассказов по пиктограммам.

Беседы с учащимися о роли воды в жизни человека, растений, животных. Роль воды для питания человека. Чистая и грязная вода. Вода, которую можно употреблять в пищу. Знакомство со знаками безопасности: «Питьевая вода», «Запрещается использовать в качестве питьевой воды». Понятия «сырая вода» и «кипяченая вода». Вода для приготовления пищи.

Упражнения, в которых учащиеся обучаются включать электрический чайник, понимать сигнал «Вода вскипела», наливать из чайника в чашку кипяток (с обучением мерам безопасности).

Безопасность в доме, на улице, в природе. Правила правильного и безопасного пользования туалетом. Пиктограмма «туалет». Упражнения в открывании и закрывании двери. Отработка алгоритма и словесное пояснение необходимости правильного, аккуратного использования кнопок слива на смывном бачке. Рассказ учителя о последствиях неправильного их использования.

Упражнения на ориентировку в пространстве комнаты, во время переноса различных предметов.

Наблюдение за работой пылесоса и выполнение действий с пылесосом при участии учителя. Правила пользования пылесосом (включить пылесос может только старший, работать с пылесосом можно только в присутствии старшего). Применение речевых и неречевых средств общения с использованием пиктограмм «пылесос», «пылесосить», «подметать»: «Выбери нужную картинку и проведи к ней стрелку», «Найди такую же картинку и проведи к ней стрелку», «Найди нужное изображение, соедини их стрелками». (Интеграция с уроками по предмету «Альтернативное чтение».)

Обучающие игры по ознакомлению учащихся с пожароопасными предметами и средствами пожаротушения. Знакомство со знаками пожарной безопасности, запрещающими и эвакуационными знаками (два-три знака)

Расширение практических действий учащихся с бытовыми приборами, при этом учитель постоянно напоминает о правилах безопасного их использования.

Прогулки с учащимися по школе и на пришкольном участке, рассматривание растений (комнатных и уличных) с пояснениями о способах ухода за ними и безопасного обращения с ними. Ядо­витые растения.

Продолжение ознакомления учащихся во время экскурсий и в специально созданных образовательных ситуациях с элементарными правилами поведения на улице, с дорожными знаками.

Закрепление названий и умений ориентироваться по ним совместно со учителем (см. шестой класс).

Уточнение представлений учащихся о труде пожарных, сотрудников ГИБДД, их значимости для безопасности окружающих. Моделирование обучающих ситуаций, в которых учащиеся играют роли людей этих профессий, выполняют действия по предупреждению опасности или по ее ликвидации.

Ориентировка в пространстве и познавательные действия с материалами, необходимыми для организации игр на темы безопасности в различных ситуациях: реальных (на основе предметной и предметно-игровой деятельности); отраженных в знаках (светофор, дорожные знаки, знаки пожарной безопасности), в образных игрушках; условных, символических (в воображаемой игровой ситуации).

Чтение доступных учащимся литературных произведений на темы безопасности жизнедеятельности и проведение по их содержанию театрализованных, сюжетных, дидактических и подвижных игр. (Интеграция с уроками по предмету «Альтернативное чтение».)

Второе полугодие

Формирование кулътурно-гигненических навыков. Формирование у учащихся навыков ухода за носом.

Дыхательные упражнения. (Интеграция с уроками по предмету «Развитие речи и окружающий мир», разд. «Развитие общих речевых навыков».) Упражнения с носовыми платками, в процессе которых учащиеся с помощью дыхательных упражнений учатся чистить нос. Уточнение названий и способов покупки средств ухода за носом (носовой платок, тканевый, бумажный). Беседы, упражнения по формированию представлений учащихся о возможности использования воды для ухода за носом.

Организация обучающих ситуаций с использованием реальных предметов личной гигиены и предметов-заместителей.

Беседа с учащимися, направленная на отработку алгоритма пользования туалетом (использование туалетной бумаги, мытье рук после туалета) с помощью вербальных и невербальных

средств общения. Закрепление названия —- пиктограмма «туалет». Упражнения с пиктограммами: «Покажи то, что я назову», «Найди одинаковые картинки», «Найди и покажи».

Свойства воды. Вода как важное средство поддержания чистоты тела и жилища. Работа с пиктограммами «мыться», «ванная», «туалет»: «Выбери нужную картинку и проведи к ней стрелку», «Найди такую же картинку и проведи к ней стрелку», «Найди нужное изображение, соедини их стрелками». (Интеграция с уроками по предмету «Альтернативное чтение».)

Специально организованные упражнения на развитие общей и тонкой моторики, координации движений обеих рук, зрительно-двигательной координации в процессе умывания, раздевания и одевания, приема пищи. (Интеграция с уроками по предмету «Развитие речи и окружающий мир».)

Уход за жилищем. Беседы с учащимися о необходимости уборки в доме. Уточнение понятия «пыль в доме». Отработка в ходе практических действий способов уборки помещения: протирание пыли влажной тряпочкой, подметание пола, уборка с использованием пылесоса. Работа с пиктограммами «подметать», «убирать со стола», «пылесос», «пылесосить»: «Выбери нужную картинку и проведи к ней стрелку», «Найди такую же картинку и проведи к ней стрелку», «Найди нужные изображения, соедини их стрелками». (Интеграция с уроками по предмету «Альтернативное чтение».)

Питание. Уточнение представлений учащихся о правилах хранения продуктов. Знакомство с местами хранения продуктов: холодильником, шкафчиком и емкостями для хранения сухих продуктов (крупы, макаронных изделий, муки). Знакомство со способами хранения продуктов. Определение сроков реализации молочных продуктов по специальному обозначению на упаковке. Обучение учащихся навыкам обращения к учителю с просьбой сказать, годен продукт или нет.

Знакомство учащихся с понятием «чай». Показ иллюстраций, видеороликов о выращивании чая. Рассматривание разных чайников. Заварочный чайник и способы заварки чая. Практическое занятие по использованию чайника. Упражнения в выборе чая (россыпь, в пакетиках) и способов его заварки.

Безопасность в доме, на улице, в природе. Расширение обучающих и проблемных ситуаций по правилам безопасного поведения (на улице, в доме, в природе) в сюжетных подвижных играх с использованием отдельных элементов комплектов «Азбука пожарной безопасности», «Азбука дорожного движения», «Азбука здоровья и гигиены», «Азбука железной дороги».

Аудиальные упражнения (отработка реакций на звуки), позволяющие скорректировать поведение учащихся на улице. «Чтение» звуков улицы для формирования у учащихся контроля ситуации: местонахождение источника звука (движущийся транспорт, сигнал автомобиля, звуковой сигнал при зеленом свете светофора); сравнение контрастных и близких по звучанию неречевых звуков; восприятие звуков разной громкости (с использованием CD-дисков «Звуки улицы», «Театральные шумы» и др.). (Интеграция с уроками по предмету «Альтернативное чтение».)

Упражнения, в ходе которых активизируется использование учащимися вербальных и невербальных средств общения по теме «Безопасность», закрепляется понимание слов улица, дорога, пешеход, сигнал автомобиля, сигнал светофора, пешеходный переход, легковой автомобиль, грузовой автомобиль, пожарная машина, трамвай, троллейбус, автобус, пожар, информационные знаки: больница, детский сад и др.

ВОСЬМОЙ КЛАСС

РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Первое полугодие

Развитие общих речевых навыков. Упражнения на формирование и закрепление усвоенных учащимися навыков выполнения двигательных программ, включающих последовательноорганизованные движения.

Тренировочные упражнения на развитие кинестетической основы движений пальцев рук учащихся по образцу, данному учителем, и по словесной инструкции.

Упражнения на развитие кинетической основы движений пальцев рук учащихся в процессе выполнения последовательно организованных движений и конструктивного праксиса.

Упражнения для совершенствования кинестетической основы артикуляторных движений и формирования нормативных артикуляторных укладов гласных и ряда согласных звуков (исходя из особенностей речевого развития учащихся).

Упражнения на развитие кинетической основы артикуляторных движений.

Игровые этюды для совершенствования движений мимической мускулатуры учащихся перед зеркалом по образцу, предлагаемому учителем, и по словесной инструкции. (Интеграция с ло­гопедическими занятиями.)

Упражнения на объединение и обобщение последовательных импульсов в единый, организованный во времени двигательный стереотип типа шнуровки, складывания фигурок из палочек по образцу и по памяти, штриховки. (Интеграция с уроками по предмету «Графика и письмо».)

Развитие навыков общения, диалогической и связной речи. Тематические занятия на расширение экспрессивного словаря учащихся, уточнение понимания ими значений слов, обозначающих названия предметов, действий, состояний, признаков, свойств и качеств (цвет, форма, величина, вкус) и соотнесение их с пиктограммами, с которыми учащиеся познакомились в седьмом классе.

Введение в лексикон учащихся слов, обозначающих элементарные понятия, выделенные на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам, а также слов, выражающих видовые (названия отдельных предметов), родовые (транспорт, средства гигиены, сезонная одежда, продукты питания) и отвлеченные обобщенные понятия {добро, зло, красота, вежливость). Закрепление в экспрессивной речи детей числительных (в пределах формируемых количественных представлений).

Упражнения с использованием реальных предметов, их аналогов, картинок и пиктограмм для обучения учащихся называнию объектов и их изображений по тематическим группам, усвоенным ранее: «Как называется это?», «Что это?».

Совместное с учащимися составление коротких описательных рассказов о предметах личной гигиены, транспорте, одежде, продуктах питания. Дифференциация их в соответствии с тендерным принципом (предметы личной гигиены для юношей и девушек, женская и мужская одежда), пищевыми свойствами и назначением продуктов питания, назначением транспортных средств (для перевозки грузов и людей) с использованием картинного плана, пиктограмм и речевых средств.

Окружающий предметный мир и профессии людей. Экскурсия в магазин одежды (отделы мужской и женской одежды, головных уборов) для формирования у учащихся представлений об ассортименте одежды и головных уборов, о способах их покупки в разных видах магазинов: выбор по размеру, примерка, оплата.

Деловые сюжетно-ролевые игры, в которых учащиеся проигрывают знакомые им ситуации о труде продавца магазина одежды, покупателя, общаются друг с другом в процессе «покупок» товаров для юношей и девушек. Обучающие игры с реальными предметами, с предметами-заместителями, называние их. Совместные с учащимися игры с сюжетом из нескольких действий. Разыгрывание ситуаций, в которых ученик отвечает на вопросы «Где продаются брюки?», «Что делает продавец?», «Какие изделия продаются в этом отделе магазина?», «Для кого можно ку­пить одежду в этом отделе магазина?», «Что ты хочешь купить из головных уборов, для того чтобы носить летом?». Отработка алгоритма покупки в магазине, предварительное составление плана необходимых покупок для разных сезонов и разного ассортимента и т. п. Знакомство с ценником и биркой на одежде, «маячком», который продавец снимает с одежды на выходе из отдела и т. п.

Стимулирование учащихся к составлению предложений в виде сообщений от собственного имени («Я покупаю майку», «Мы купим всем спортивные костюмы для того, чтобы надевать их на занятия физкультурой»), второго и третьего лица («Он...», «Они...»). При этом наличие адресата обязательно. Возможно использование «графических подсказок», символических изображений и других наглядных опор. (Интеграция с уроками по предметам «Альтернативное чтение», «Математические представления и конструирование».)

Расширение представлений учащихся о театре. Посещение театральных спектаклей или импровизированных театральных представлений в школе. Чтение литературных произведений (стихов, сказок, рассказов) об артистах, о посещении театральных спектаклей, рассматривание афиш и программок спектаклей. Уточнение представлений учащихся о профессиях людей, работающих в театре: актер, музыкант, кассир, билетный контролер, уборщица. Деловые сюжетно-ролевые игры, в которых учащиеся проигрывают знакомые им ситуации посещения театра: покупают билеты, предъявляют их контролеру, покупают программку спектакля, занимают места в зале, смотрят спектакль, в антракте посещают буфет и т. д.

Окружающий природный и социальный мир. Расширение и уточнение действий учащихся по элементарному экспериментированию и трудовых действий в природном уголке, парнике, на пришкольном участке и т. д.

Знакомство темой «Грибы: съедобные и ядовитые». Уточнение понимания учащимися названий нескольких наиболее известных грибов и соотнесение их с муляжами и картинками. Этюды с музыкальным сопровождением «Сбор грибов», рассматривание иллюстраций, посещение рынка, где продаются грибы.

Занятия с настольно-печатными играми типа «Грибное лукошко», «Разложи и назови», «Составь картинку», «Сад, огород, лес», «В лесу», в ходе которых учащиеся знакомятся с разнообразием грибов, ягод, фруктов и овощей.

Развитие представлений учащихся о жизни окружающего природного и социального мира в разное время суток. Занятия по альбомам для формирования временных представлений. Беседы, рассматривание иллюстраций о природе и жизни растений, животных и людей в разное время суток. Рассматривание художественных картин, на которых изображены природа, люди, животные в разное время суток. Называние учителем и показ (называние) учащимися символов разных частей суток: солнце всходит, солнце днем, солнце заходит, луна, звезды, цвет частей суток.

Чтение с учащимися стихотворений, рассказов о разных частях суток и их характерных признаках, разучивание коротких стихотворений с использованием картинного плана и беседы по содержанию литературных произведений.

Экспериментирование с красками и простые опыты по получению цветосочетаний для обозначения цвета утра, дня, вечера, ночи.

Систематические экскурсии и прогулки с учащимися для наблюдения погодных явлений и выполнения посильных трудовых поручений в природе.

Второе полугодие

Развитие общих речевых навыков. Содержание раздела аналогично содержанию одноименного раздела в первом полугодии.

Развитие навыков общения, диалогической и связной речи. Целенаправленное обучение диалогической речи в специально организованных коммуникативных ситуациях (в беседе, при выполнении поручений, в процессе занятий с настольно- печатными играми и т. д.).

Обучение учащихся пересказу хорошо знакомых сказок и рассказов с использованием пиктографических кодов, речевых средств (с помощью учителя). Совместное с учащимися составление описательных рассказов (по игрушке, по картинке).

Обучение учащихся составлению повествовательных рассказов по серии картинок с бытовым сюжетом. При этом используются речевые и неречевые средства общения (пиктограммы, указательные жесты учителя на деталь изображения или предмета).

Совместное с учащимися составление коротких рассказов на основе вопросно-ответной формы речи из личного опыта учеников: посещение врача в школьном медкабинете, поликлинике, посещение аптеки.

Окружающий предметный мир и профессии людей. Экскурсии для уточнения ориентировки учащихся в микрорайоне школы с последующими беседами, рассматриванием элементарных планов-схем района, обсуждением ситуаций по фотографиям и т. п.

Расширение представлений учащихся о медицинских профессиях (окулист, стоматолог, JlOP-врач и других медицинских работников). Проигрывание под руководством учителя сюжетных цепочек, отражающих алгоритм поведения для предотвращения болезни, поведения во время болезни и т. д. Моделирование сюжетно-дидактических ситуаций с использованием игрового комплекта «Азбука здоровья и гигиены», в которых учащиеся при косвенном руководстве учителя выступают в роли врачей, медсестер, обучающих пациентов правилам здорового образа жизни. Вовлечение учащихся в диалог от имени своего персонажа (игры «Осмотр врача для посещения бассейна», «На приеме у окулиста», «Скорая помощь выезжает к пострадавшему на пожаре» и др.). Рассматривание картин, изображающих заболевших людей (например, Д. Поленов «Больная»). Беседы по картинам, направленные на то, чтобы вызвать у учащихся чувство эмпатии, ассоциации с собственным опытом болезни.

Экскурсии в аптеку для знакомства с ассортиментом аптечных средств и способами покупки простейших медицинских товаров (вата, бинт, зубная паста, гигиенические салфетки и т. п.). Рассматривание фотографий, сделанных во время экскурсии в аптеку, и беседы по ним с использованием речевых и неречевых средств общения. Выбор среди разных информационных знаков тех, на которых изображена аптека (по картинкам, фотографиям, пиктограммам).

Повторение и расширение содержания проекта «цирк»: украшения для арены, изготовление совместно с учащимися элементов костюмов клоунов или использование готовых деталей костюмов, разыгрывание простых сценок совместно с другими учащимися.

Окружающий природный и социальный мир. Уточнение представлений о жизни окружающего природного и социального мира ночью. Занятия по альбомам (см. шестой класс второе полугодие): природа и жизнь растений, животных и людей ночью. Рассматривание картин, на которых изображена ночь, например, картины А. Куинджи «Лунная ночь на Днепре», «Ночное», И. Крамского «Лунная ночь». Беседы с учащимися о символах ночи: луна, звезды, темнота. Чтение с учащимися стихотворений, рассказов, сказок о ночи и ее характерных признаках, разучивание коротких стихотворений с использованием картинного плана и беседы по содержанию литературных произведений.

Экспериментирование с красками и простые опыты по получению цветосочетаний для обозначения цвета ночи — черный, темно-серый цвет.

Уточнение представлений учащихся о спортивных занятиях в разное время года в зависимости от погодных условий: плавание в открытых водоемах, катание на лыжах, катание на велосипеде и т. п.

Систематические экскурсии и прогулки с учащимися для наблюдения погодных явлений и выполнения посильных трудовых поручений в природе.

АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ЧТЕНИЕ

Первое полугодие

«Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах. Упражнения с пиктограммами по рабочим тетрадям «Ребенок и его дом», «Ребенок и мир растений»: «Найди нужные изображения, соедини их стрелками», «Покажи то, о чем говорится в предложении», «Найди и покажи лишнееизображение».

Упражнения на узнавание продуктов питания по их изображению на иллюстрациях и по упаковке, по описанию учителя.

Рассматривание вместе сучащимися сюжетно-бытовых картин и картинок с доступным им содержанием о питании в столовой, кафе: иллюстрации к рассказам, изображения ситуаций посещения столовой, кафе, продукты питания и ценники к ним, труд людей в столовых и кафе быстрого питания и др.

Расширение представлений учащихся о журналах и их «чтение», например, журналов о здоровье, о детях, о спорте (см. седьмой класс). Уточнение представлений учащихся о том, что такое «иллюстрация», «название статьи» и «текст». Продолжение обучения учащихся умению последовательно рассматривать журнал и стимулирование их желания вступать в речевой и неречевой контакт с учителем и другими учащимися в процессе просматривания журналов.

Закрепление умений учащихся по словесной просьбе учителя показывать и называть информационные, предупреждающие и запрещающие знаки. Продолжение занятий с тетрадью «Азбука дорожного движения» и первые занятия по пособию «Безопасное поведение на улицах и дорогах». (Интеграция с уроками по предмету «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности».)

Проигрывание вместе с учащимися в сюжетно-отобразительных играх и в играх с объемными предметами и игрушками содержания картин (например, Б. Кустодиева «Дети в маскарадных костюмах», С. Лучишкина «Лыжники», В. Маковского «Варка варенья», Б. Шаманова «Ужин в деревне. Семья» и др.).

«Аудиальное чтение». Слушание аудиокассет и узнавание разнообразных звуков природы, улицы, голосов животных, птиц. В специально созданных ситуациях прослушивание информации (по типу информации в магазине, в метро и т. п.) и действия в соответствии с ней, в том числе имитационные, повторение информации вместе с учителем. Совместная с учителем отработка алгоритма поведения учащихся в соответствии с прослушанной информацией.

Упражнения и игры на развитие восприятия речи, внимания к речи с помощью выполнения учащимися инструкций, прослушивания и совместного с учителем элементарного обсуждения стихов и рассказов. (Интеграция с уроками по предмету «Развитие речи и окружающий мир».)

Слушание аудиокниг в различном формате.

Закрепление навыка слушания текстов, учащимися и называния ими (показ на иллюстрациях) героев произведений в специальных образовательных ситуациях. Обучение учащихся договариванию стихов (сопряженное и самостоятельное рассказывание с использованием всех доступных средств общения).

Чтение букв и слов («глобальное чтение»). Упражнения в соотнесении карточек, на которых напечатаны знакомые учащимся слова, с предметами, картинками, пиктограммами.

Последовательное соединение букв в слог-слияние (па, пу, пы, по, пи), затем в обратный слог (составление слогов из букв разрезной азбуки).

Выделение слогов из знакомых слов (папа, панама и др.) (слоги должны быть выделены жирным шрифтом, другим цветом, размером, чтобы привлекать к себе внимание). Упражнения, в которых учащиеся подкладывают под соответствующие слоги в слове карточки-слоги.

Чтение по пиктограммам предлогов и соотнесение их с карточками-словами: на, в, под.

Второе полугодие

«Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах. Упражнения с пиктограммами: «Найди нужные изображения, соедини их стрелками», «Покажи, чем можно рисовать», «Найди и покажи лишнее изображение».

Упражнения на узнавание предметов личной гигиены и школьных принадлежностей по их изображению на иллюстрациях и по упаковке, по описанию учителя.

Рассматривание вместе с учащимися сюжетно-бытовых картин и картинок с доступным им содержанием о процессе покупки школьных принадлежностей: иллюстраций к рассказам, картинок, изображающих посещение канцелярских отделов магазинов и покупку товаров, ценники к ним, людей, создающих а продающих эти товары.

Расширение представлений учащихся о журналах и их «чтение» (см. первое полугодие).

Продолжение занятий по пособию «Безопасное поведение на улицах и дорогах» . (Интеграция с уроками по предмету «Здоровье и основы безопасности жизнедеятельности».)

Проигрывание вместе с учащимися в сюжетно-отобразительных играх и в играх с объемными предметами и игрушками содержания картин (см. первое полугодие).

«Аудиальное чтение». Содержание раздела аналогично содержанию одноименного раздела в первом полугодии.

Чтение букв и слов («глобальное чтение»). Упражнения в соотнесении карточек, на которых напечатаны знакомые учащимся слова, с предметами, картинками, пиктограммами.

Последовательное соединение букв в слог-слияние (та, ту, ты, во, ви), затем в обратный слог (составление слогов из букв разрезной азбуки).

Выделение слогов из знакомых слов (вода, ворота и др.). Упражнения, в которых учащиеся подкладывают под соответствующим слогом в слове карточку-слог.

Чтение по карточкам-словам местоимений я, мы, он и соотнесение их с указательным жестом.

ГРАФИКА И ПИСЬМО

Первое полугодие

Развитие тонкой моторики рук. Упражнения на развитие произвольной регуляции моторики рук с помощью статических и динамических упражнений для кистей и пальцев рук.

Упражнения на развитие конструктивного праксиса и зрительно-моторной координации в процессе манипулирования предметами (конструктор, пазлы, мозаика). Развитие двигатель­ных стереотипов и графических способностей (штриховки, дорисовки, графические ряды).

Упражнения на развитие артикуляционной моторики, закрепление навыков правильного воспроизведения артикуляторных укладов звуков речи.

Тренировочные упражнения на развитие двигательной памяти учащихся.

Упражнения на закрепление связи действий и движений с предлогами и местоимениями с использованием пиктограмм, жестов и речи.

Самомассаж рук с использованием различных массажеров.

Пальчиковая гимнастика. Продолжение обучению простым мудрам.

Рисуночное письмо». Упражнения на закрепление у учащихся навыков работы с ножницами: вырезание деталей (индивидуально) и использование их в предметно-практической деятельности.

На основе наблюдений и этюдов обучение учащихся рисованию дуба, связывая образ с «характером» дерева.

После совместного с учащимися предварительного рассматривания и обсуждения картин-натюрмортов (например, И. Грабаря «Натюрморт с грушами», П. Кончаловского «Клубника. Натюрморт», П. Кузнецова «Цветы») обучение их рисованию натюрмортов (цветы, грибы, овощи и фрукты) с помощью трафа­ретов и самостоятельно.

Произнесение учителем слова, написанного на листе бумаги. Рисование учащимися (самостоятельно или с использованием трафаретов) картинок, соответствующих этому слову.

Упражнения в тетрадях.

Жестово-образные игры. Игры-пантомимы и этюды на выражение эмоционального состояния (радость, печаль, спокойствие, злость, удивление, страх) с использованием приемов дорисовывания пиктограмм (см. рекомендуемые ранее тетради).

«Письменные упражнения». «Письмо» по трафаретам и по точкам букв А, О, У, И, Э, Ы, П, Б, М, Т, Д, Н (размер букв — 1-2 см).

Письмо слов по контурным ориентирам и соотнесение их с соответствующей карточкой-словом или выбор буквы в слове.

Копирование букв и знакомых слов печатными буквами (если индивидуальные возможности учащегося позволяют, то предлагаются письменные варианты).

Практические действия учащихся с принадлежностями для письма.

Второе полугодие

Развитие тонкой моторики рук. Содержание аналогично содержанию одноименного раздела в первом полугодии.

«Рисуночное письмо». Упражнения с внутренними и внешними трафаретами из дерева, пластмассы, картона. Обводка и штриховка простыми, цветными карандашами, шариковыми ручками.

Упражнения, в которых ученику требуется выбрать (совместно с учителем или самостоятельно) необходимые элементы для аппликации из предлагаемого набора, в котором есть «лишние» детали.

Создание специальных условий, стимулирующих учащихся выполнять коллективные аппликации по сюжетам сказок, рассказов, мультфильмов (вместе с учителем).

Обучение учащихся приемам изображения природных объектов: «Дубовая роща», «Зима в парке. Деревья в снегу» и т. п. Рисование разных деревьев (береза, дуб, елка) весной, летом, осенью и зимой, передавая основные цвета времен года (учитель дорисовывает людей, другие объекты на рисунке или предлагает учащимся элементы для дополнения рисунка аппликацией).

Рисование городского многоэтажного дома по контурным изображениям и самостоятельно. Дорисовывание (рисование) окон на этажах с опорой на образец (первое окно в нижнем эта­же), данный учителем.

Расширение тематики рисования разнообразных форм, рас­положенных в определенном ритмическом порядке.

Жестово-образные игры. Различные игры-пантомимы и этюды на выражение эмоционального состояния {радость, печаль, спокойствие, злость, удивление, страх) с использованием приемов дорисовывания пиктограмм (см. рекомендуемые альбомы и тетради в первом полугодии и в предыдущих классах).

«Письменные упражнения». Письмо букв, слов по контурным ориентирам и соотнесение их с соответствующей карточкой- словом или выбор буквы в слове.

Обучение учащихся написанию своих имен (фамилий): по контурным ориентирам и самостоятельно. Подписывание учащимися поздравительных открыток, в которых текст может быть заранее напечатан или написан учителем, ученик его обводит и учитель читает его учащемуся.

Совместное с учащимися списывание (записывание) значимой для учащихся информации о режиме дня, о времени какого- либо события, телефонов специальных служб и т. п.

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И КОНСТРУИРОВАНИЕ

Первое полугодие

Конструирование. Конструирование фигур (геометрические фигуры, предметные постройки) и линий (прямая, извилистая) из палочек (счетные палочки, палочки Кюинзенера и др.) по образцу и самостоятельно по словесной инструкции учителя.

Уроки-занятия с детскими «архитектурными наборами», введение в словарь учащихся их названий и совместно с учителем выполнение конструкций типовых (домов, мостов) и индивидуальных объектов, имеющих типовые характеристики и особые индивидуальные отличия (например, станция метро).

Коллективное конструирование объекта на определенную тему, например, создание простой по содержанию диорамы: на заднем плане в виде сюжетного рисунка или аппликация размещается плоскостное изображение интерьера, природного или городского ландшафта (выполняет учитель совместно с учащимися). Затем создаются объемные объекты, соответствующие диораме (мебель, сельский дом, городская улица), и в пространстве конструкции моделируются различные бытовые сюжеты.

Упражнения с предметными и сюжетными разрезными картинками (до двенадцати частей) с разной конфигурацией разреза.

Количественные представления. Знакомство с числом и цифрой «8». Обучение учащихся прямому счету (устный счет), называнию последующего и предыдущего числа к названному или обозначенному цифрой, определению пропущенного числа.

Последовательное выделение каждого предмета или картинки (в пределах восьми) на основе использования зрительного и (или) тактильного анализаторов.

Счет различно расположенных объектов (в пределах восьми) с целью формирования представлений учащихся о том, что любая совокупность объектов может быть сосчитана.

Развитие понимания учащимися отношений между w»» натурального ряда (8 больше 7 на 1, а 7 меньше 8 на 1 увеличивать и уменьшать каждое число на 1 (в пределах восьми).

Обучение называнию числового ряда в прямом порядке до 8 и в обратном порядке (от 6 до 1) на наглядном материале.

Упражнения в узнавании цифр от «1» до «8» в правильном и перевернутом расположении, дорисовывание, рисование цифр от «1» до «8» по трафарету, по опорным точкам, самостоятельно; лепка цифр из пластилина, конструирование из деталей (разрезанные на части шаблоны цифр), палочек, выкладывание их из различного природного материала, ниток (веревок).

Продолжать знакомить учащихся с монетами достоинством 1, 5 копеек, 1, 2, 5 рублей (различение, набор и размен монет). Обучение учащихся активному использованию монет в сюжетно- дидактической игре «Магазин», «Аптека» и в процессе специально организованных образовательных ситуаций (на экскурсиях в магазин и в аптеку). (Интеграция с уроками по предмету «Развитие речи и окружающий мир».)

Упражнения в счете на абаках (пластмассовые счетные линейки) и счетах разной величины в вертикальном и горизонталь­ном расположении (напольные счеты, настольные счеты).

Решение и составление на наглядной основе простых арифметических задач на бытовые темы на сложение и вычитание. Использование для решения арифметических задач набора цифр и знаков (+, =).


7882313760778667.html
7882370583898619.html
    PR.RU™